Недавно наткнулся на свои путевые заметки первой поездки в Армению. Предлагаю их вашему вниманию (фотографии будут позже):

Сразу скажу, что со всеми людьми (за исключением нескольких человек в Москве), с которыми встретился в поездке, я был знаком лишь виртуально, а с некоторыми вовсе незнаком. Как сказала жена, это была самая большая моя авантюра за все время нашей семейной жизни.
Начну с Москвы. Мне очень понравилось, что в «Домодедово» можно зарегистрироваться на самолет практически за сутки. Я, правда, сделал это часов за 6 без особых проблем.
После регистрации за мной заехал Армен Григорян, который незримо присутствовал весь этот день, ибо консультировал по телефону, каким образом лучше пройти регистрацию и прочее. У меня была с собой бутылка армянского коньяка, и я предложил Армену доехать до моего друга Андрея Коноплева, отметить знакомство и заодно проводить меня. По дороге я созвонился с еще одним своим виртуальным другом Романом Енокяном и пригласил присоединиться к нам.
Андрей Коноплев не просто хороший друг, он замечательный человек! Я уже однажды привозил к нему своих друзей после моего дня рождения. Но он не отказал мне и на этот раз. Спасибо, брат!
Я был рад, что мы не просто хорошо провели время, но и познакомились друг с другом. Я вообще очень радуюсь, когда мои друзья знакомятся друг с другом, и еще больше радуюсь, когда между ними завязываются дружеские отношения.
За несколько часов до отлета, мы поехали в аэропорт, где я без проблем преодолел все проверки. Самолет задержали на полтора часа, и я в зале ожидания ждал вылета. Ко мне подсел мужчина, завел разговор, познакомились, он угостил меня пивом. Потом, в самолете, наши места оказались недалеко друг от друга, и он предложил мне пересесть к себе, попросив своих соседей пересесть. Так получилось, что во всем самолете оказалось одно свободное место, и оно было у нас. Мы долго общались, несмотря на позднюю ночь.
Мартун Охаджанян оказался владельцем полиграфической фирмы, очень общительным, заботливым и интересным собеседником. Меня поразило его доброе отношение ко мне и забота. Мы обменялись номерами телефонов и расстались уже в Звартноце. Но эта встреча не была последней.
В аэропорте Звартноц мы быстро прошли паспортный контроль и получили багаж. Кстати, мне очень понравилась организация паспортного контроля в аэропорте. Все прошло быстро, без задержек.
Выходя в зал, я сразу увидел человека в форме подполковника армянской армии. Это был Ашот Маркарян. Что интересно, мы с ним не договаривались о том, что он будет встречать меня. Но он решил подстраховать и приехал в аэропорт. К слову сказать, Ашот сопровождал меня незримо всю поездку, постоянно звонил, интересовался, где я, есть ли какие проблемы. Не дав мне прийти в себя, он сразу купил мне сим карту местного оператора.
Когда я пришел в себя, то не увидел рядом своего друга Айка Кюрегяна, который должен был встречать меня.
Айку Кюрегяну нужно посвятить отдельный рассказ и поставить памятник только за то, что этот замечательный человек терпел меня все дни моей поездки.
Конечно же, Айк уже был в аэропорте, практически не спав всю ночь и дожидаясь моего прилета. Из аэропорта мы поехали к нему в Эребуни массив. Поскольку я планировал в этот же день уехать в Карабах, то предложил Айку долго не засиживаться дома, а сразу же начать осмотр достопримечательностей города.
Сразу хочу поблагодарить семью Айка за гостеприимство и высказать свое восхищение их человеческими качествами!
Айк и его отец Артуш — самобытный художник и добрейший человек, повезли меня в Эребуни. Было раннее утро, и музей был закрыт. Поэтому мы поднялись на холм Арин-Берд и оказались во власти древнего города государства Урарту. Эребуни был построен в 782 году до н.э. царем Урарту Аргишти I.
Мы увидели остатки крепостных стен Эребуни, частично реконструированные залы царского дворца, клинопись на камнях, остатки росписи.
Надо сказать, что с Эребуни открывается замечательный вид на окраинную часть Еревана и близлежащие горы. Зайдите в фотоальбом и посмотрите! Утро. Город просыпается, внизу машины развозят людей по делам. Сам город в легкой дымке. Пейзажи природы здесь скупы, но их гармонично заменяют пейзажи гор и раскинувшегося внизу просыпающегося города.
От Эребуни мы проехали в мастерскую Артуша Кюрегяна.
Айк и раньше присылал мне фотографии картин своего отца, но свое впечатление о них я смог сформировать только, когда сам, воочию, увидел работы мастера. Я пытался определить стиль, в котором пишет картины Артуш, но не смог его определить, ибо в его работах синтетически объединены разные стили. Мне очень понравились его пейзажи Армении. Неповторимый колорит красок с оригинальной техникой очень точно описывают и мои личные впечатления об Армении, как о контрастном и уникальном месте.
По дороге в мастерскую мы зашли в Собор Сурб Григор Лусаворич (Святого Григория Просветителя). Самая большая церковь в Ереване и 4 в мире величественно возвышается над городом, но не подавляет человека, а наоборот устремляет его вверх к Богу. Поднимаясь по ступеням храма, ощущаешь себя сопричастным великому действу добра и красоты.
Не знаю, правда ли, но говорят, что 65 метровый собор считается самой большой армянской церковью в мире. Во всяком случае, построенная к 1700-летию принятия христианства армянами, церковь выглядит замечательным образцом классической армянской церкви, со строгим аскетичным убранством и мощной внутренней энергетикой.
Григор Лусаворич стала первой, но не последней церковью Армении, которую я посетил, где поставил свечи и помолился.
Дальше наш путь лежал в музей Геноцида.
Холм Цицернакаберд над ущельем реки Раздан — святое место не только для армян всего мира, но и всех честных людей, которые помнят о кровавых событиях 1915 года в Турции. Здесь находится Мемориальный комплекс и музей. 44 метровая разделенная надвое стела символизирует идею объединения армян. Рядом конусообразное сооружение из 12 плит с Вечным огнем в центре. Говорят, что плиты символизируют 12 провинций Турции, в которых происходила резня армян.
Знаете, одно дело читать о геноциде, другое дело зрительно видеть фотографии тех событий, читать документы. Честно говоря, у меня периодически на глазах выступали слезы. Очень тяжело читать статистику численности армянского населения, количества церквей, учебных заведений до резни и после нее в каждой провинции. Скорбь и ненависть сливаются вместе, усиливая возмущение фактом упорного отрицания происходивших событий не только Турцией, но и другими государствами.
Позор миру, не заметившему потерю почти 2-х миллионов своих людей!
Дальше Айк показывал мне центр города. Сразу хочу остановиться на том, что Ереван очень уютный и домашний город. В нем легко и комфортно. Можно долго бродить по городу и не уставать ни от чего, будь то архитектура, или люди. Все настолько гармонично и мило сердцу!
Айк провел меня к площади Республики с ее знаменитыми фонтанами, о которых я расскажу чуть позже. Далее мы прошли по Северному проспекту с его с элитными постройками, на котором день и ночь дежурят представители оппозиции, к Оперному театру, мимо памятников композиторам Александру Спендиаряну и Араму Хачатуряну, к величественному комплексу Каскада.
Прежде чем рассказать о Каскаде, я бы хотел остановиться и поведать о памятнике, к которому мне очень хотелось прийти. Несколько лет назад мне прислали фотографию памятника трогательному старику с корзиной цветов. Я попросил рассказать о нем. И мне поведали историю продавца цветов Карабалы, который больше раздавал цветы красивым девушкам, нежели продавал. Эта романтическая история до сих пор трогает людей, а в корзине Карабалы можно увидеть живые цветы.
На подходе к комплексу Каскада располагается памятник Александру Таманяну. Именно этот человек разработал первый план городской застройки, определил тот неповторимый облик Еревана, который отличает его. Комплекс зданий на площади Республики, Оперный театр и многое другое. Таманян был также разработчиков генпланов Гюмри и Эчмиадзина. Мало кто знает, что карьера Таманяна начиналась с реконструкции армянской церкви в Санкт-Петербурге. В любом случае, низкий поклон этому человеку за мой любимый Ереван!
Огромного толстого котяру, восседающего справа от Каскада заметить просто не возможно! Автор красавца колумбийский скульптор Фернандо Ботеро в своем творении реализовал домашнюю преданность и хозяйскую хватку этого гордого свободолюбивого животного.
Только я присел в теплые лапы этого хищника, как тут же бдительный охранник стал размахивать руками. Кстати, на каскаде этих охранников очень много. Судя по всему, этот первый сообщил по рации остальным, что идет ненормальный русский, поэтому остальная охрана бдительно «пасла» нашу компанию.
С семьей Айка мы поднялись на эскалаторе на самый верх каскада. Я несколько минут стоял и наслаждался панорамой великолепного города. В нем всему есть место: архаичности крыш старого Еревана, монументальности Оперного театра, нелепости массовой застройки советского периода, претенциозности современных зданий, шуток скульпторов и домашней атмосфере города.
Обалдевший от уведенного, я прилег на парапет. Но тут, откуда не возьмись, бдительный охранник закричал и замахал руками. Отдохнуть не удалось, но снимок получился. Как обозвали его мои добрые друзья «Пьяный русский на фоне трезвого Еревана».
Мы спускались вниз, к подножью каскада, останавливаясь на каждом его этаже, любуясь неповторимостью ансамбля. Надо сказать, что снизу Каскад выглядит не так парадно, нежели смотреть на каждый его сегмент сверху, а потом, спустившись, ощущать уже другое послевкусие, видеть другие картины. Каждый этаж Каскада — это законченное произведение искусства, где есть место неповторимости ландшафта с изысканными газонами, монументальности скульптурных компонентов с чарующим национальным колоритом и современным авангардным вкраплением в виде зайца на колоколе или элегантных фигур женщин. Воспользовавшись отсутствием бдительности охраны, мне таки удалось сфотографироваться с этими девушками.
Поскольку случился форс-мажор с моим отъездом в Степанакерт, что очень порадовало Айка и его семью, мы продолжили наше путешествие по Еревану. Доехав до Вернисажа, мы прошли по его, почти что, пустым рядам, ибо был будний день, и народа было немного, и вышли в кольцо кафе. Эта зона отдыха просто уникальна, поскольку на протяжении нескольких километров расположились одна за другой кафешки, все разные, непохожие друг на друга, с собственным стилем и шармом. Линию кафе разделили оригинальные фонтаны, коих, как я заметил, в Ереване достаточно много. Один из красивейших фонтанов в виде многочисленных чаш или бокалов (здесь я затрудняюсь описать его подробнее, лучше зайдите в фотоальбомы и посмотрите), располагается у кафе Веранда Шале (Рома джан, привет твоей прекрасной юности!). Но мы остановились рядом, в кафе Gianni, где послушали молодых ереванских артистов и попили пива, а затем выдвинулись к Площади Республики, где договорились встретиться с Мартуном (помните попутчика в самолете?)
На площадь Республики мы пришли, когда вечер окончательно занавесил небо своим занавесом. В это время на площади началось необычайное по своей красоте и зрелищности шоу. Более 30 лет назад, когда «поющие» фонтаны появились на этой площади, меня не было в этом городе, а потому то, что увидел и услышал я, было настолько поразительным, что я просто пребывал в культурном шоке. Как мне рассказал Айк, недавно закончилась реконструкция фонтанов французской фирмой, и они стали еще краше и зрелищнее, ибо в их конструкции стали использовать новейшие технологии.
Описывать подобные шоу, — дело неблагодарное. Уникальное сочетание света, цвета, воды, звука, разнообразие мелодий от национальных до мировых хитов (и даже «Калинка»!),лазерные проекции достопримечательностей Армении на водной глади, — это надо видеть и слышать самим!
Здесь, в компании Айка, Мартуна и Давида, заканчивался мой первый день пребывания в Ереване.
Назавтра мне предстоял путь в Арцах.
Утром 31 июля мы с Айком прибыли на автовокзал, где уже стояла маршрутка, отъезжающая в Степанакерт. Заплатив 5000 драм (что-то около 400 рублей) мы в течение 40 минут ожидали последних пассажиров, чтобы маршрутка могла заполнится и отбыть к месту назначения. Обычно это происходит быстро, но если приходишь пораньше, а не так, как мы, к 9.00.
Наконец-то, маршрутка заполнилась людьми, и мы тронулись в путь. Мне досталось место с правой стороны, а потому я наблюдал из окна виды правосторонней Армении и Карабаха.
Араратская долина, которая открывается сразу по выезду из Еревана, пленяла обилием садов и неповторимым видом Арарата.
Мне повезло, в этот день эта магнетически притягательная твердыня была видна полностью. Несмотря на легкую дымку можно было разглядеть сам Масис (или Большой Арарат) в вечной белой шапке снегов, его верного спутника Малый Арарат и, расположившуюся между ними Сардар-Булакскую седловину. Для меня, видевшего Арарат только на фотографиях, это было уникальное зрелище. В течение нескольких десятков минут (а Арарат имеет в окружности 130 км), пока мы ехали по долине, вдоль него, я неотрывно рассматривал своего прародителя (если следовать легенде о моем происхождении), мы обменивались энергетическими потоками. Я чувствовал себя необычайно комфортно рядом с ним, меня тянуло к нему, но маршрутка неумолимо двигалась вперед, оставляя за оконным стеклом не просто красивую гору, не просто символ, а амулет огромной духовной силы.
Пейзажи Армении разнообразны настолько, насколько разнообразна сама природа. Они меняются с каждым поворотом дороги, с каждым подъемом или съездом. Выжженная солнцем трава сменяется цветочными полями, затем перед глазами вырастают каменистые склоны гор с причудливыми узорами многовековых наслоений, в ущельях пытаются опередить маршрутку реки, а в безоблачном поднебесье парят орлы. По дороге встречаются многочисленные населенные пункты с традиционными особенностями строений и быта. Транспорт здесь ездит в основном на газе, в силу дефицитности и дороговизне бензина. Мы остановились лишь однажды, отъехав сотню километров от Еревана, водитель уехал заправлять маршрутку, потом кушал, а пассажиры в течение 40 минут отдыхали в тени деревьев и гор.
Через 240 километров пути с высоты горного утеса я увидел Горис, расположившийся в котловане скалистых гор. Утопающий в зеленых насаждениях, сверху этот городок казался сказочным. Мы объехали город, описав фигуру напоминающую подкову, средняя часть которой была в низине, а два края подняты к небу и, словно привязаны к вершинам гор.
Через несколько километров после Гориса начинался Лачинский коридор. Отвоеванный в мае 1992 года Бердзор (у Азербайджана — Лачин) позволил соединить Нагорный Карабах и Армению, тем самым прорвав блокаду Арцаха.
Таким образом, от Еревана до Карабахской границы мы проехали три области Армении: Арарат, Вайоц Дзор и Сюник.

август 2008 года