Нур (Арман) Давтян родился в 1971 году в Ереване. Окончил факультет художественной обработки металлов Ереванского Института прикладного искусства, факультет художественной обработки металлов Московского Института геммологи, факультет ювелирного дизайна и моделирования на воске Майамского Университета искусств. Работал ведущим дизайнером компании «Erma» (США). В течение 4 лет был проректором Ереванского Института прикладного искусства, а также преподавателем этого учебного заведения. Создал творческую студию «Нур дизайн», директором и преподавателем которой работает до сих пор.

Среди заказчиков мастера звезды мирового и отечественного шоу-бизнеса, культуры, спорта и политического истеблишмента. Серия малой пластики под названием «Гений» получила гран-при на четырёх международных выставках.

— Гений» – анимационная скульптура в стиле психореализма. Каждая из фигурок имеет от 5-и до 7-и точек опоры и в каждом положении отражает определенное психологическое состояние персонажа. Зрителям я предлагаю свой сценарий, но, в то же время, предлагаю каждому поменять очередность скульптур и рассказать свою версию, — говорит Нур, тем самым предрешая тему нашего интервью.

Я беру в руки первую фигурку и слушаю версию Нура.

  • Серия «Гений». Фигура №  1. «Когда в голову человека проникают гениальные мысли…»

— Нур, когда и как в твою голову проникают гениальные мысли? Ты можешь объяснить их природу? Каковы для тебя критерии гениальности?

— Я думаю, нет понятия гениальность, человек не способен определить уровень гениальности,  нет планки, по которой можно это определить. И  поэтому я не считаю свои мысли гениальными, без ложной скромности, может они несколько нестандартны, необычны,….. но гениальными их не назову, не имею права, только время имеет право решать, что есть гениальность. Оно  ”бесполое время “ и есть этот критерий. 

— Разве не гениальной была мысль создать серию мини-скульптур «Гений». Расскажи об этом. Почему ты назвал ее анимационной? Не боялся, что в современном потребительском мире, далеком от психореализма, эта серия будет воспринята, как забавная игрушка?

— Серия «Гений» и была создана, как игрушка, она есть и остается игрушкой, ведь все, чем человек окружает себя в этой жизни, все, чем мы обставляем свою жизнь и есть игрушки для нас, просто в детстве они назывались игрушками, а во взрослой жизни мы их называем разными мудреными и умными словами, но суть одна и та же, забавлять себя, радовать и баловать себя любимого. Но серия «Гений» скорее не игрушка, а игра, потому что она развивающая и поучительная.

— Твоя индивидуальность проявляется не только в творчестве, но и в обыденной жизни. Общение с тобой – великое удовольствие. Поражает твоя открытость и доброе расположение к людям, кем бы они ни были. Твое кредо: любить людей безо всяких «но». Ты одинаково общаешься и с обычными людьми, и с сильными мира сего. Что ждешь ты от тех и других?

— Я не ставлю разницы между теми и другими, для меня важен человек,  как создание Божье, как создание по образу и подобию, я в каждом человеке нахожу Бога, его подобие, нет сильных, нет слабых, у каждого свое предназначение, и я безмерно рад каждому человеку, который появляется в моей жизни со своим предназначением.

— Среди твоих друзей множество по-настоящему талантливых людей. Скажи, какую роль в твоей судьбе играют друзья, в частности очаровательная Шушан Петросян и великолепная Майя Плисецкая?

— В случае со мной мое богатство это не года, а друзья. Моя милая и родная Шушан, как сестра мне, мы с ней дружим так давно, что накопили совместных воспоминаний на несколько жизней, она — редкий человек, с которым я могу делить все без исключения, порой она знает обо мне больше, чем я сам. Я ее  всерьез  нарекаю Голосом Армении и в полушутку Матерью всея Армении.

Ну а Майя, она для меня эталон, воплощение, символ Женщины, Богини, Красоты, именно с большой буквы, просто она Великая Майя соответствует всем этим понятиям с большой Буквы.

  •  Серия «Гений». Фигура №  2. «…в начале эти мысли его раздражают, потому что без них ему было бы спокойнее жить. Они его пугают, он пытается отодвинуть эти мысли от себя, он корчится под их тяжестью…»

— Знаешь, у меня  сложилось впечатление, что тебе спокойнее жить, когда ты находишься в творческом процессе, ибо это радость, жить в ощущении того, что вот-вот, еще немного, и на свет появится что-то сотворенное тобой? Все-таки, согласись,  приятно видеть, проходя по площади Республики, как из спроектированных тобой фонтанчиков люди пьют воду в жаркий день. Или же в новостях увидеть Мадлен Олбрайт, на лацкане жакета которой красуется брошь, сотворенная тобой.

— Ты знаешь, ради этого стоит жить и работать, именно ради того, чтобы доставлять радость людям, чтобы вносить смысл и гармонию  в хаос и наоборот, ведь «что бы создать мир, надо изрядно сойти с ума».  И еще добавлю: я вношу свою мааааленькую лепту в спасение мира красотой.

—  Ты помнишь свой первый творческий акт? Что он значил для тебя? Каким образом ты реализовал его? Кому посвятил или подарил, как это обычно делаешь сейчас, когда стал уже состоявшимся творцом?

— Я себя считаю абсолютно счастливым человеком, у меня есть Большая Любовь, она одна, единственная и неповторимая в моей жизни, моя муза,  и к моему великому счастью она является моей женой и матерью моих детей. И моя первая акция была посвящена именно ей. Это одноименная серебряная статуэтка-перформанс «Лилит», которая загорается и в пламени, раскаляясь, образно рассказывает древнюю легенду про первую жену Адама  Лилит.  Но я немного переиначил эту легенду и рассказал по-своему. В моей интерпретации она звучит так: «Когда Бог создал из глины Земного Адама, чтобы утешить его одиночество в Раю, согреть и осветить его жизнь, он создает огненную Лилит из языков пламени. Но Лилит оказалась слишком горячей и страстной женщиной, и она своим огнем сжигала  Земного Адама. И, чтобы не убить его окончательно, она принесла себя в жертву, ушла в недра Земные, чтобы изнутри согревать и давать жизнь Земле.

И когда Бог создал Земную  Еву  из ребра Адама и глины, он уже использовал ту глину (землю), в которой есть маленькая искорка Лилит, и в каждой Еве до сих пор и во веки веков живет маленькая искорка Лилит, которая может загореться и возродиться, если почувствует истинную любовь истинного Адама.

— «Что со мной? Я стал очень умным?» — задает себе вопрос Нур-творец. И тут же отвечает: «Нет, просто хромая жизнь дала мне костылем по башке». Неужели «хромая жизнь» способна порождать желание создавать красоту?

— Ты знаешь,  я никак не могу надивиться тому,  как совершенно создан мир и все что в нем живет, цветет, пахнет, умирает, гниет и воняет,  — все настолько гармонично и взаимодополняемо, что просто хочется молчать и преклоняться Величию. Но человек не может молчать,  ибо создан по образу и подобию Создателя, и, соответственно сам есть отчасти  создатель, просто каждый по-своему, кто-то красоты, кто-то удобств, кто-то научно-технического прогресса, кто-то оружия и войн, все взаимодополняемо  и гармонично для данного периода времени.  

— Ты даешь имена всем своим творениям. Скажем, золотое кольцо с бриллиантами, в черных кружевах и с черной жемчужиной над ними, напоминающее балерину, носит имя Майи Плисецкой.. А золотое кольцо с белой и черной жемчужинами на концах, выполненное  в стиле джазовой импровизации,  названо именем Нино Катамазе. Каким образом ты решаешь, как будет названа та или иная работа?

— Когда они рождаются, они сами называют свои имена, и это не бред сумасшедшего и не аллегория, а впрочем, какая разница? Ведь, согласись, они называются так убедительно, что не выкинешь ни слова, и это их заслуга.

  •  Серия «Гений». Фигура №  3. «… Человек пытается освободиться от этих мыслей, но если мысли уже живут в его голове, то освободиться и забыть о них невозможно. Поняв это…»

— Это правда, что «чем меньше проблем, тем больше становятся маленькие проблемы?».

— Этот афоризм не про меня, у меня никогда проблем не бывает мало, они всегда в переизбытке, как только их становиться мало, я себе придумываю новые и с каждым разом я это делаю более изощренно.

— Мысли о восхождении на Арарат заложены изначально в голове каждого армянина. Однако осуществить эту заветную мечту удается не каждому. А ты вот взял и осуществил. Как стало такое возможно? Как повлияло это восхождение на Нура-творца?

— Дело в том, что для меня восхождение на Арарат это одна из 6-ти миссий в жизни, которые я должен, я бы даже сказал, обязан  выполнить за свою жизнь. Ну, конечно же, как и каждый армянин, я считал и считаю Арарат священной горой, и восхождение и преклонение этой Великой горе для меня цель национального значения, но важнее и глубже для меня другое. Вершина горы Арарат — это одна из тех 6-ти точек  на земле, которые являются открытым информационным космическим и божественным порталом, те, кто там был, подтвердят мои слова, и я поставил перед собой задачу пройти все 6 точек, а может и не я вовсе поставил эту задачу себе, может быть это как то заложено свыше, я не уверен. Но одно я знаю точно, я приложу все усилия, чтобы исполнить эту задачу. А что будет потом и как это отразится на моем творчестве, я пока не знаю,  время покажет.

— Освободиться от мыслей тебе не дают и друзья. Творчество незримыми нитями пронизывает всю твою жизнь. Даже свои дни рождения ты превращаешь в уникальный творческий перфоманс. Думаю, читателям будет интересно прочесть об этом, что называется, из первых уст.

— Да мои дни рождения проходят в кругу моих близких людей, а так как, следуя пословице «скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты», мои друзья весьма необычные, интересные, креативные люди, то они превращают мои дни рождения в необычные праздники, не только для меня, но и для всего города. Так, например, последний такой праздник прошел в стиле городского «Drive race» (авто гонок) с отгадыванием ребусов и загадок на театральную тему, и, в итоге, все это поздно ночью закончилось капустником, где все мои друзья делали очень смешные пародии на меня. Было безумно весело, и запомнилось на всю жизнь.

— Зная твою богатую впечатлениями и событиями творческую жизнь, как-то неловко спрашивать тебя о том, как ты отдыхаешь. И все-таки, каким образом ты освобождаешься от мыслей, которые «живут в твоей голове»?

— Освобождаться от мыслей? Зачем? Это просто невозможно, хотя порой очень устаю. Мне дали такую жизнь, и я согласился, принял  ее и не жалею об этом. Когда очень любишь свою работу, то и отдыхаешь в ней  и даже, если устаешь, то эта сладостная усталость.

  • Серия «Гений». Фигура № 4. «… он берет эти мысли в руки, в виде перьев, и пытается взлететь, становится мечтателем. Но падает и бьется головой об реальность…»

— При разновекторности и разветвленности твоих творческих и жизненных порывов немудрено, что проблем всегда хватает. Откуда они исходят? От мятежной творческой души? От бюрократически-стереотипного мышления людей, которые «во всех ситуациях остаются людьми, но очень редко бывают человеками»?

— Да, люди всегда остаются людьми, но бесконечно оптимистичен и всегда верю в человека, и эта вера помогает мне вызвать в людях человечность. Таких примеров у меня в жизни очень много, когда уже никто не верит, что можно решить проблему в сторону справедливости, а я еще продолжаю бороться. Все меня отговаривают и говорят, что я живу в сказках, да, я на самом деле живу в сказках и верю, что добро всегда побеждает, и ты знаешь, как это не странно для окружающих, в моем случае , оно всегда побеждает. Я просто хочу дать банальный совет, не сомневайтесь в правоте, верьте в добро,  и оно всегда будет на вашей стороне.

— Твои творческие полеты вызывают восхищение и оказывают магическое воздействие на окружающих. Скажем, кулоном с интригующим названием  «Дагдган» ты вынудил Андре Агасси признаться, что он армянин. Это так?

— Да, но я не вынуждал, просто после этого кулона у него возникло это желание, добровольное желание, это была очень глубокая, по смысловой нагрузке,  работа. Она представляла собой стилизацию очень древнего армянского  символа, оберега. Я вовсе не предполагал, что эта работа вызовет у Андре такие чувства, но я рад, что моя работа привела его к свои корням, ведь кто мы без корней?

— Ты очень ревностно следишь за судьбой своих ювелирных изделий. Знаю, что в Ереване знают, если случайно твоя работа выставляется кем-то на продажу, то информацию сразу же сообщают тебе. С чем это связано?

— Я воспринимаю свои работы, как своих детей, ведь они рождаются вследствие  моего общения с тем человеком, для кого они создаются, и, соответственно, я и этот человек, являемся родителями этой работы, и, как бы это странно не звучало, я в этом случае являюсь матерью, ибо я выношу и материализую эту идею.  Все работы в единственном экземпляре и никогда не повторяются ни при каких обстоятельствах. Я думаю в этом случае мое ревностное отношение вполне естественно.

— Рассуждая о полетах, искусственных крыльях, невольно вспоминается судьба Икара. Если для твоего творческого полета та высота, на которую ты не отважишься подниматься?

— Ты наверное помнишь мою статуэтку «Икар», где я по своему интерпретировал легенду, у моего Икара не было крыльев, так как для того, чтобы летать, крылья не нужны, нужны лишь крылатые идеи, и мой бескрылый Икар летал, причем он взлетел выше солнца, ибо идеи солнцем не обжечь.

  • Серия «Гений». Фигура № 5. «….Вначале он плачет от боли и обиды, но потом, собравшись с силами, встает и начинает бороться за свои мысли, начинает претворять их в жизнь».

— Борьба за собственные мысли привела тебя к тому, что ты стал не просто одним из лучших мировых дизайнеров ювелирных изделий. Сфера твоих интересов распространяется и на шоу-бизнес, телевидение и многое другое. Расскажи читателям об этих проектах.

— Я в «переходном» возрасте, до сих пор у меня было безудержное стремление познавать мир, учиться, сейчас же к этому желанию добавилось еще желание учить, и мы с друзьями затеяли телепроект, который, надеюсь, скоро пойдет в эфир, где мы посредством весьма экстремальных съемок пытаемся преподнести молодому  (и не только) зрителю тайны истории, географии, геологии. И еще есть несколько сценариев фильмов и клипов, о которых сейчас рано говорить, будет  лучше их увидеть, когда они будут готовы.

—  Перефразируя твои же слова, ты не просто взял в каждую руку синицу и превратил ее в журавля, не просто дал журавлю его синицу, но и позволяешь и помогаешь делать это окружающим тебя людям. Кто эти счастливчики? Какую роль они играют в твоей жизни?

— Армения — редкая страна во всех отношениях, например, своей неповторимой энергетикой, которую можно прочувствовать, как в людях, так и в самой земле, которая полна неразгаданных исторических тайн, хотя та же земля не имеет в своих недрах практически никаких полезных ископаемых. У меня и у моих друзей есть кредо в этой жизни, мы пытаемся быть полезными, как для своей земли, так и для людей, и мы иногда шутим, что когда мы проживем всю нам отведенную жизнь и умрем, то станем полезными ископаемыми.

— Фигурки серии «Гений» имеют от 5 до 7 точек опоры. Сколько точек опоры у тебя?

— В своей жизни я опираюсь на любовь, на людей, которых люблю и считаю частью меня самого, в свою очередь, отдаюсь им без остатка на опирание.

— История армянского народа полна боли и обид, но, несмотря на это армяне всегда боролись за свои мысли, претворяли их в жизнь. Скажи, исходя из твоей концепции серии «Гений», быть армянином это гениально?

— Безусловно, быть человеком – гениально. А, что касается национальности, то я скажу фразу, применимую для любых народов: «Не нужно гордиться нацией, нужно попытаться прожить жизнь так, что бы нация гордилась тобой».

Журнал «Жам», 2010 г.