Интервью с заведующим кафедрой зарубежного регионоведения факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, профессором Александром Алексеевичем Корниловым
— Александр Алексеевич, в этом году принято решение о введении на факультете международных отношений ННГУ курса армянского языка, как языка по выбору. С чем это связано?

— Решение о том, что армянский язык будет языком по выбору, принималось с учетом развития программы армянских исследований, которые уже на нашем факультете с 2000 года. Спустя 10 лет мы достигли такого уровня факультативного преподавания армянского языка, такого уровня исследований Армении и Спюрка, что у нас возросло количество студентов-армян. И поэтому для усиления акцента армянских исследований деканом факультета профессором О.А. Колобовым было принято решение о том, чтобы армянский язык вошел в перечень языков, который студенты, поступая на наш факультет, могут выбирать в качестве второго языка для обучения.
Процесс этот не простой. Надо провести массу подготовительных мероприятий, оформить документы. Мы уже провели переговоры с Нижегородской армянской общиной по вопросу создания кабинета арменоведения на нашем факультете, чтобы студенты могли полностью погружаться в процесс обучения, скажем, смотреть в он-лайн режимы армянские программы и тому подобное.

— Как начиналась программа арменоведения? Какие результаты Вы можете отметить за 10 лет её существования?

— В 1999 году в аспирантуру к профессору Колобову поступил выпускник одного из армянских вузов Арсен Симонян и защитил диссертацию по российско-армянским отношениям. Он кропотливо изучал материал, мы помогали ему. В 2000 году мы вместе с ним опубликовали монографию, которая тут же разошлась, поскольку была интересна, как для студентов, так и для широкой аудитории. И вот с этого момента началось наше общение с Нижегородской армянской общиной, тогда ее возглавляла Лидия Левоновна Самкович-Погосян. Мы начали дружить с общиной, ходить друг к другу на конференции. В 2000 году мы провели совместный семинар, посвященный очередной печальной дате геноцида армян. Что примечательно, чрезвычайный и полномочный посол Армении в России уже тогда прислал нам приветствие. На этом семинаре мы попытались реконструировать события того времени, подняли документы, дали оценку. И так получилось, что целая серия мероприятий у нас обозначилась, как постоянно действующая: проведение конференций, издание монографий, защита диссертаций.

— То есть, вы каждый год проводите семинары по геноциду армян?

— Нет, не каждый год, а через пять лет. Следующий подобный семинар прошел в 2005 году. Надо сказать, что на этот семинар пришел турецкий ученый. Было очень интересное обсуждение, без эмоциональных всплесков, каждая сторона аргументировала свою точку зрения. Был очень серьезный разговор. Быть может, будет интересен такой факт, что, когда об этом семинаре узнал посол Турции в Москве, и о том, что на семинаре присутствовал турецкий ученый, он пригласил его приехать к себе и поблагодарил за то, что тот участвовал в подобном семинаре, поскольку тема актуальная, и ее надо обсуждать.
В 2003 году возник вопрос о преподавании армянского языка. Воля декана факультета была такая, что язык преподавать надо, поскольку возросло количество студентов-армян, поступающих на факультет международных отношений. Тогда мы познакомились с Региной Арутюновной Сафарян, которая и поныне преподает армянский язык. Студенты ее очень любят, она прекрасный преподаватель. Тогда армянский язык было решено преподавать в качестве факультативной дисциплины. Раз преподается армянский язык, значит надо преподавать и армянскую культуру и основы армянской истории. И мы стали уделять этому внимание, ориентировать студентов, и не только армян, на изучение Армении и Спюрка, давать им темы курсовых работ, выпускных работ. И они заинтересовались.
В 2001 году мы провели в стенах Нижегородского Кремля научную конференцию, посвященную юбилейной даты принятия Арменией Христианства в 301 году. На конференцию пришли представители Русской Православной Церкви, других религиозных организаций Нижнего Новгорода, представители нижегородской армянской общины. Было очень интересное обсуждение.
После начала преподавания армянского языка, возникла идея выпускать журнал «Наири». Я помню, кода вышел первый номер, армянская община устроила презентацию. Я тогда высказал такую мысль, что 2-3 номера мы выпустим, а дальше что? Надо для этого иметь ресурсы, силы, постоянно «поддерживать огонек». Но теперь вижу, что он состоялся. В этом году вышел уже пятый номер журнала. И вот чем он хорош, что он, как всякая газета и журнал объединяет вокруг себя людей. Люди пишут туда статьи: научные, популярные. Люди пишут туда стихи. Пишут на русском, на армянском. Люди обращаются к истории и к современности. Люди выражают свои мысли. То есть это некий банк данных, магнит, вокруг которого собираются интересные люди: армяне и неармяне, ученые и общественные деятели, предприниматели и культурологи, церковные деятели. То есть «Наири» выполняет свою функцию.
И вот каждый год, как Вы видите, у нас что-то происходило. В 2008 году, когда в Армении было создано Министерство диаспоры, возникла идея и появилась возможность направлять наших студентов на практику. Это здорово, поскольку студент, который изучает армянский язык, имеет возможность поехать в страну, где этот язык является государственным. И они могут практиковать этот язык, они могут участвовать в работе госучреждений, смотреть, как в Армении работают госучреждения. Они могут участвовать в каких-то общественно-политических процессах, писать что-то важное, брать актуальные интервью. И эти практики позволяют студентам уточнить профиль своих исследований, они становятся специалистами в своей теме, поскольку там они получают исчерпывающие консультации по разным вопросам, помимо того, что совершенствуют знания армянского языка. Но и для «Наири» они работают. Привозят оттуда интервью, привозят оттуда впечатления, рассказывают о них на страницах журнала.

— За эти 10 лет армянских исследований, кроме нижегородской армянской общины и впоследствии Министерством диаспоры, с кем-то были контакты? Скажем, с армянскими ВУЗами, например?

— С самого начала мы вели переписку с Посольством Республики Армения. Я сам был в Посольстве в 2001 году, где обсуждали перспективу развития программы армянских исследований. С армянскими ВУЗами тогда контактов не было. Мы общались с Союзом армян России. В 2003 году мы ездили в Москву на учредительный съезд Всемирного армянского конгресса. К нам приезжал вице-президент Союза армян России. Мы посещали конференции, проводимые региональными армянскими общинами.

— Вся эта плодотворная деятельность вылилась в то, что в этом году принято решение сделать армянский язык на Вашем факультете уже не факультативным, а как один из языков по выбору. С какими проблемами вы столкнулись?

— Политических проблем нет. Нам нужно решить определенные организационно-технические вопросы. Нам нужен, как минимум, еще один преподаватель армянского языка. Нужно думать о создании государственной комиссии, которая будет принимать это все. Нам нужно подготовить программу преподавания языка. Она должна быть либо своей, либо заимствованной у Московского государственного лингвистического университета, потому что в этом году МГЛУ открыл в этом году армянский язык, как язык по выбору. Но в любом случае программа должна соответствовать государственному образовательному стандарту. Должны быть также учебники, техническое оборудование. То есть должны быть выполнены требования установленного стандарта. А этот процесс занимает определенное время.

— Именно поэтому в октябре вместе с деканом факультета профессором Колобовым О.А. и доцентом кафедры Колобовой С.А. Вы полетели в Армению. Расскажите об этой поездке?

— Поездка состоялась с 10 по 16 октября. Мы были официально приглашены Министерством диаспоры для участия в мероприятиях «Армения-Диаспора». Была разработана большая деловая и конструктивная программа нашего пребывания. Мы побывали в двух университетах: Ереванском государственном университете и Российско-армянском (Славянском) университете.
Впечатления от этих встреч самые лучшие. Переговоры носили деловой содержательный характер. Т.е это не была просто встреча. Перед нами сидели собеседники, которые знают, что делают. Они высказали свой интерес в развитии научного сотрудничества, учебно-методической кооперации. Мы высказали свои интересы. Наши интересы совпали. Мы увидели, что в Ереване сохранились очень серьезные, глубокие традиции научного поиска, научных исследований. Перед нами сидели настоящие ученые, которые работают с энтузиазмом, несмотря на невысокую зарплату. Эти люди работают ради науки, ради преподавания. И мы с ними нашли общий язык как коллеги. Мы говорили на одном языке. Понятия «исторический источник», «историография» для нас общие. Мы обсудили возможности публикации совместных хрестоматий, монографий, проведения научных конференций. Мы понимаем роль иностранного языка как инструмента в критическом исследовании реальности — политической или исторической.
Со Славянским университетом у ННГУ с 2004 года действует договор, который автоматически продлевается каждые пять лет. И в рамках этого договора мы собираемся сотрудничать по следующим направлениям:
Первое, это приглашение студентов Славянского университета сюда, в Нижний Новгород, для учебы в магистратуре по направлениям: «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение», «Политология», «PR», «Реклама». Мы ждем их. И, судя по беседе со студентами там, в университете, такая мотивация поехать на учебу в Россию есть.
Второе направление – научное сотрудничество. Оно включает приезд аспирантов из Армении сюда, например, для защиты кандидатских диссертаций, консультаций, оказания методической помощи. Научное сотрудничество также предполагает обмен научными публикациями. Схема проста: мы публикуемся у них, а они в наших научных изданиях. Этот пласт научного сотрудничества нам выгоден, и мы с надеждой ждем развития этой кооперации.
Третье направление – учебно-методическое сотрудничество. Мы посмотрели, что у них издается, что у нас и решили обмениваться научными публикациями и изданиями.
Четвертое направление – проведение совместных конференций, в том числе и в режиме «он-лайн».
С Ереванским государственным университетом возникла идея заключить договор. Договор должен быть подписан ректорами. Соответственно мы будем готовить этот документ. Направления сотрудничества в целом аналогичные направлениям сотрудничества со Славянским университетом.
Олег Алексеевич Колобов предложил весной следующего года провести совместную конференцию на тему «Армения в межцивилизационном диалоге». Очень интересная тема, поскольку Армения исторически и ныне занимает важную нишу в обеспечении этого диалога между цивилизациями. И об этом разговор шел не только в университетах, но и в Министерствах иностранных дел Армении и по делам Спюрка. Добавлю еще, что в университетах мы встречались с аспирантами и преподавателями сразу нескольких факультетов: исторического и международных отношений. Интерес к нашему ВУЗу был очень большой. И это общение нас очень вдохновило, и мы оптимистично смотрим на сотрудничество с этими двумя ВУЗами.
В ходе визита возникла очень интересная тема для исследований. Во время русско-турецкой войны 1878-1879 годов, оказывается, это нам рассказал сотрудник Министерсва диаспоры Вардан Петросян, большую помощь армянам оказывал Нижегородский драгунский полк. Представляете, какая это тема для исследований! Этот русский след, эта русская помощь, это как раз то, чем мы занимаемся, это международные отношения, отношения между народами. Мы всегда говорим: стратегическое партнерство. А из чего оно складывается? Как раз-то из таких вещей. Партнерство не в том только, что президенты подпишут важные соглашения. Партнерство идет между людьми. Вот на изучении нашей совместной истории, вот на таких вещах складываются стратегические отношения.

— Я знаю, что Вы впервые были в Армении. Какие Ваши впечатления? Что удалось посмотреть за такое короткое время пребывания?

— Вы знаете, когда мы уезжали туда, мы знали, что это святая земля. Мы много читали об этом. Мы знали, что туда приходили апостолы, что Армения — первое из государств, которое приняло Христианство в качестве государственной религии. Мы знали о Георгии Просветителе, которого почитают и в нашей Русской Православной Церкви. Причем, день святителя Григория — это 13 октября по нашему церковному календарю. Накануне праздника Покрова Божией Матери. И в этот же день мы молимся святому Михаилу, первому митрополиту Киевскому и всея Руси. Этот владыка был из земли Сирской, то есть, из Сирии. И я встречал версию, что святой владыка Михаил также имеет армянские корни. Мы почитаем армянских мучениц Репсимэ и Гаянэ и 35 дев с ними. И все это для нас действительно представляет святыню. И мы не предполагали, что все это увидим. Нам необходимо было прикоснуться к этим святыням.
Нам удалось посетить несколько мест, которые навсегда останутся в нашем сердце и разуме. Это Эчмиадзин, духовный центр, святое место. Очень сильное эмоциональное состояние мы испытали, увидев, копье Лонгина. Это уму непостижимо, когда представляешь, что таким огромным копьём было пронзено Тело Спасителя. Мы видели частицу Ноева ковчега. И приходит в голову такая мысль: современные экспедиции на Арарат, обладая всеми необходимыми средствами, не могут найти Ковчег, а католикос Яков, брат Григория Просветителя, который не обладал никакой этой техникой, он, помолившись, с посохом пошел туда наверх, и нашел Ковчег, принес оттуда его частицу. Как это все уместить в голове, как объяснить это в XXI веке? Значит, по вере человек может сделать очень многое.
В Эчмиадзине мы прикоснулись к святыням, помолились. С собой мы привезли духовную литературу от нашей епархии, которую передали в Эчмиадзинскую духовную семинарию. Неожиданно, хотя в таком святом месте не может быть ничего неожиданного, мы встретились с епископом Езрасом, главой Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви, человеком необычным и ярким. Бог дал ему много даров. У нас была с ним краткая беседа. Он обрадовался, что у нас есть такая программа армянских исследований и пообещал всяческое содействие.
Большое впечатление произвел на нас Хор-Вирап, вот эта глубокая темница, в которую мы спустились. Знаете, все это надо понимать в контексте. Мало того, что это святое место, где многие годы томился Григорий Просветитель, так ведь там рядом Арарат. Смотришь на все это и пытаешься соединить. Арарат – это та величина, на которую армяне смотрят вожделенно. Это их наследие, эти горы связаны с их исторической судьбой. И там же турецкая граница. И, зная историю, понимаешь, что сюда, в Хор-Вирап, спасаясь от геноцида, со стороны запада бежали тысячи армян. И там, на главной церкви Хор-Вирапа, остались надписи беженцев. Не потому, что они хотели осквернить, а потому, что хотели, может быть, оставить память об этих ужасных событиях. Не имея одежды, продовольствия, они бежали в Армению от этой опасности. Вот такое соединение произошло: здесь святое место, там Арарат, и армяне двигаются сюда, как к спасительному очагу, как будто к Григорию Просветителю они обращаются. Конечно это по-человечески, по-христиански трогает очень сильно.
Затем мы посетили озеро Севан и там были в Севанаванке, тоже святом месте. Поразились красотой и мощью этого озера. Веруем, что именно в том озере получили мученические венцы 40 мучеников Севастийских, хотя есть еще одна Себастия в Турции. Затем посетили Гарни и Гегард. Гарни меня поразил тем, что в нем сочетается языческий период с христианским. О Гегарде я в свое время читал, но увиденное поразило. Я не думал, что так близко от России существуют такие места, связанные с первыми веками Христианства. Там есть кельи естественные, прямо в скалах, и кельи искусственные. И все это в едином ансамбле. Это поражает, поскольку ощущаешь свое прикосновение к древней истории. Кто его знает, может быть, наши предки ходили там и молились вместе с армянами. Это чувство сопричастности нашему Христианству. И, конечно, Апостолы от 12 учеников Христа Фаддей и Варфоломей, которые принесли туда копье Лонгина. А хачкары! Смотришь на их неповторимые узоры, они, словно некая карта, которую надо расшифровывать. Есть такое выражение: «заболеть Востоком». Так вот, глядя на все это, действительно, заболеваешь. Заболеваешь в смысле глубокого сопереживания и познания того, что увидел. Уникальный совершенно монастырский ансамбль, его зодчество.
И, конечно же, Ереван. В нем тоже есть что посмотреть. Мы были в Матенадаране. Конечно, как историков нас потянуло в читальный зал. Поразительные древние рукописи, уникальные исторические книги. Хотелось все это потрогать, почитать.

— Какое мнение сложилось у вас об армянском народе? Как Вы думаете, что общего и разного между нашими народами?

— Все, что мы видели, это знакомство с другой культурой. Но она другая относительно, она наша тоже, общехристианская. Мы ведь от армян многому научились. Процесс взаимный, и армяне тоже что-то восприняли от России.
Очень приятно тронуло отношение людей к России и к русским. Если посмотреть историю, то армяне всегда возлагали на Россию большие надежды, особенно в обретении государственности, защиты. Армяне достаточно близки нам. Я не увидел в глазах ненависти. Хотя в истории было много того, что армяне могли бы нам предъявить какие-то претензии. Возможно, есть какие-то радикалы, которые крайне оценивают историю и политику. Но мы этого не увидели. В целом, люди, с которыми мы общались, люди серьезные, которые понимают, что они говорят, что они хотят. Народ очень гостеприимный, его гостеприимство не знает границ. Это одна из черт армян. Народ очень умелый, искусный. Это хорошие посредники, прекрасные специалисты. Они могут освоить очень большие величины, достичь больших успехов практически в любой отрасли знаний, ремесла, искусства. Народ талантливый и одаренный. Я не знаю, с кем его можно сравнить, и нужно ли сравнивать, не хотелось бы выделять какую-то иерархию этносов, но у армян богатые традиции, древняя история. Народ гордый. Но гордый не в том, что поддерживает пренебрежение к другим народам, а в том, что народ знает себе цену, может постоять за себя и не отдать своего. Наверно, это важно, поскольку народ защищает свою идентичность, свое право на жизнь в конкретной стране. А в условиях глобализации сохранение идентичности еще более важно.
Что еще бросилось в глаза? Это особое почитание Апостольской Церкви, особое почитание армянского языка. Меня интересовал вопрос: а почему народ выжил? Посмотрите, где сейчас, скажем ассирийцы? Они есть как уникальное этническое меньшинство, но у них нет государственности. Мы задавали людям этот вопрос: почему вы сохранились? И я вывел, по крайней мере, два первоочередных фактора. Первый – это Армянская Апостольская Церковь. То, что армяне сохранили верность Христу и Церкви. И, второе – язык. А потом уже все остальное: семья, традиции.
Что меня еще поразило, армяне, где бы ни находились, относятся к Армении, как к матери. Я встречался с армянами в разных городах России и за рубежом. И, когда произносишь слова Звартноц, Ереван, их глаза меняются, взгляд теплеет. Это до слез трогает, поражает. Как будто до упоминания этих слов человек был одним, а после их упоминания стал совершенно другим. То есть, он мысленно перенесся туда, к своей Родине-матери, к которой готов прижаться, поплакаться, рассказать, что у него наболело, и мать поможет. Он готов этой матери все отдать. Может быть, я немного заблуждаюсь, но у меня осталось именно такое впечатление.

Мне бы хотелось выразить огромную благодарность Нижегородской армянской общине за то, что они организовали этот визит, лично Тиграну Мамиконовичу Шахназаряну, Регине Арутюновне Сафарян, Лидии Левоновне Самкович-Погосян, всем тем людям в общине, которые активно работают и помогают нам. Так же хочу выразить слова признательности Министерству диаспоры, лично господину Вардану Петросяну за то, что помог организовать нам насыщенную, интересную и плодотворную программу, наших коллег-ученых ереванских ВУЗов и все тех людей, которые очень тепло к нам отнеслись, по-хорошему, по-христиански нас встречали.
Пользуясь случаем, хочу пригласить армянских студентов, где бы они ни проживали, поступать на наш факультет международных отношений
Для чего мы это делаем? Для того, чтобы нам самим развиваться. И мы будем и дальше помогать армянам сохранять свою идентичность.

Адрес сайта факультета Международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского: http://www.unn.ru/rus/fmo/

Беседовал Виктор Коноплев
http://arm-nn.ru/index.php/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8C%D1%8E/intervew-kornilov.html