Елена Зейферт, кандидат филологических наук
14.07.2005
http://deutsche-allgemeine-zeitung.de/ru/content/view/146/50/

«DAZ» открывает новую рубрику – «Креативные люди», в которой читатель сможет познакомиться с неординарными творческими людьми из разных уголков мира. Такие люди несут нам свет и добро, знакомство с каждым из них – яркое, жизненно важное событие.
Креативность можно проявить не только в области искусства: любая деятельность талантливым человеком превращается в Творчество.
Знакомьтесь – наш первый гость, поэт, создатель серии web-проектов Виктор Коноплёв.

Виктор Коноплёв живёт в Нижнем Новгороде. Родился в 1969 г. в Брестской области в семье военного. В 1994 году с отличием окончил Волго-Вятский кадровый центр по специальности «Государственное и муниципальное управление». Служил в армии, работал в комсомоле, в судебном департаменте, преподавал, в частности, авторский курс психологии общения. В настоящее время работает в администрации одной из нижегородских частных фирм.

Виктор пишет стихи, является автором замечательной книги «Состояния любви» (2002). Во вступлении к книге Виктора Коноплёва член Союза писателей России Александр Фигарев отмечает: «Книга в целом получилась яркой, интересной, живущей своей внутренней жизнью. Несомненно, что такие стихи полюбятся читателю. Они будят в нём сопереживание, светлые и добрые чувства. Книгу «Состояния любви» нельзя прочитать за один раз. Её будут перечитывать не однажды, отыскивая в ней задушевное, своё, личное».

Виктор – участник и составитель поэтических сборников. На его стихи Сергеем Даниловым записан музыкальный альбом «Не люби меня».

В. Коноплёв – один из авторов и дипломант сайтов «Стихи.ru» и «Проза.ru». Активнейший житель Интернета, Виктор является автором серии сайтов «Информационный голод», практическая польза которых для пользователей виртуальной сети безусловна.

Елена Зейферт: Виктор, приветствуем вас на страницах нашей газеты!

Виктор Коноплев: Здравствуйте, Елена! Здравствуйте, дорогие читатели!

Е.З.: С какого возраста в вас проснулось творчество – поэтическое или какое-нибудь другое?

В.К.: Если говорить о творчестве как об акте самовыражения, то тогда в первый день моего появления на этот свет. Мама рассказывала, что как только я появился на свет, так сразу объявил о себе тем, что пустил фонтанчик в акушерку.

Родился болезненным, но стойким. Врачи серьезно опасались за мою жизнь, но я выжил.

И ребёнком и взрослым я всегда что-то творил: танцевал, играл в спектаклях, пел. А первые стихи родились случайно. В седьмом классе (это был 1983 год) в школе проходил конкурс разножанровых инсценировок сказки «Репка». Нашему классу досталась опера. Одноклассники почему-то решили, что я смогу написать либретто. Я не мог обмануть их ожидания и написал. С тех пор пишу. Естественно сначала счел себя гением и писал очень много, рассылая в разные редакции, обижаясь, что не печатают. Потом уже сам не рассылал, но другие люди брали и публиковали мои стихи. Без творчества я буду обычным среднестатическим начальничком, а это, поверьте, хуже смерти.

Е.З.: В прошлом году вы выступили автором уникального web-проекта «Информационный голод», в который включили составленный вами всемирный каталог ссылок на сайты информационных агентств, газет, журналов, телевидения, радио и сетевых изданий. Проект пополнился ссылками на web-адреса персональных страниц журналистов, а также людей, причастных к производству и трансляции информации, ссылками на официальные сайты органов государственной власти… Расскажите о структуре вашего проекта подробнее.

В.К.: В настоящее время «Информационный голод» включает в себя четыре проекта: «Каталог СМИ», «Лица», «Власть» и «Среда обитания».

Работа началась с каталога СМИ, поэтому остановлюсь подробнее на этом ресурсе. В каталоге СМИ на сегодняшний день собрано более 4000 ссылок на Интернет-адреса информационных агентств, телевидения, радио, газет, журналов, сетевых изданий из 73 стран мира.

Есть несколько условий для того, чтобы СМИ попало в каталог.

Во-первых, его легальность, то есть СМИ не должно быть запрещено в судебном порядке.

Во-вторых, я включаю в каталог только те СМИ, которые несут информацию политического, социального, культурного и религиозного характера. Тематические СМИ, «желтую прессу», «женские» или «мужские» специализированные издания я не учитываю.

В-третьих, сайты должны нести информацию, а не просто содержать выходные данные издания. По этой причине было «забраковано» достаточно много ссылок.

В-четвертых, сайты должны постоянно обновляться. Раз в год я планирую пересматривать все имеющиеся адреса на предмет «выбраковки» ссылок, не отвечающих объявленным требованиям.

Е.З.: Как к вам пришла идея проекта «Информационный голод»?

В.К.: Как это зачастую бывает, внезапно! Для меня всегда важно, чтобы информация была наиболее полной. Только тогда возможно реальное представление о событии или явлении. К сожалению, основной источник информации на сегодня – телевидение – отражает взгляды определенных политических сил, что приводит к возникновению «информационного голода». Поэтому приходится искать альтернативные источники информации, которые сегодня большей частью сосредоточены в Интернете. Вот у меня и возникла мысль: а почему бы не создать каталог, структурированный по региональному принципу, чтобы в любой момент любой человек мог получить нужную ему информацию. Скажем, вы осуществляете мониторинг какого-то региона. Для этого достаточно найти этот регион в моем проекте и изучить информацию, которая имеется на сайтах региональных СМИ.

Так родился первый проект, который назывался «Информационный голод». Впоследствии, когда пришли идеи остальных проектов, каждый из них получил название с неизменной фирменной приставкой «Информационный голод».

Вообще, информационный голод – это очень интересный феномен. В эпиграфе к проекту у меня написано: «Он был, есть и будет всегда. Он сопровождает нас от рождения до смерти. Он реально воздействует на наши судьбы, судьбы народов, страны, планеты. Тот, кто умеет использовать его, имеет возможности влияния неограниченного и непредсказуемого. Имя ему «информационный голод».

Е.З.: На кого вы изначально ориентировали свой проект – на широкую публику или на более узкий слой виртуального общества?

В.К.: На тех, кто ценит свое время в поиске нужной информации.

Быть может, кому-то покажется, что каталог «Лица» ориентирован исключительно на журналистов. Но разве не интересно узнать, чем живет и дышит популярный ведущий или журналист, ради статей которого вы покупаете газету? На авторских сайтах журналистов масса интересной информации. Когда я составлял каталог, то многие известные мне люди предстали совершенно в новом амплуа.

Е.З.: Кто-нибудь помогал вам в осуществлении такого масштабного проекта? Ваши единомышленники и вдохновители? Вероятно, в первую очередь, жена и дочка?

В.К.: Не поверите, но практически все делаю сам. «Перелопачиваю» массу информации, просеиваю ее сквозь сито мной же установленных ограничений. Пришлось даже научиться делать самому веб-страницы. Перевод английской версии сделала Светлана Попелинова, которая сейчас проживает в США. Иногда помогают те, кто оценил мой труд, присылают ссылки на сайты, которых у меня нет в каталоге, устанавливают рекламные баннеры на своих сайтах. Их имена можно увидеть на странице «Друзья проекта». А жена и дочка… Они ведь часть меня самого, мой критический взгляд на то, что я творю.

Е.З.: Расскажите о своих жене и дочери. Они, конечно, тоже творческие люди?

В.К.: Мою жену зовут Татьяна, она кандидат медицинских наук, занимается наукой и лечит деток. Замечательно пишет стихотворные поздравления, в чем часто выручает меня, поскольку я не люблю писать стихи на заказ, тем более не зная человека.

Дочурка Светочка уже вовсю показывает свои творческие способности. В три года она выдала нам такие строки: «Киска плакала, слезки капали, платочком белым вытирала». Не классическое хайку, конечно, но, как видите, вполне сознательное трёхстишие.

Иногда она и меня стимулирует к творчеству. Так, в прошлом году после ее вопроса: «Папочка, что было, то было. И это было – было. А что было?» я написал стихотворение «И устами младенца», которое до сих пор остается одним из моих самых загадочных и любимых творений.

Е.З.: Сыграли ли ваши поэтические контакты роль в воплощении в жизнь проекта «Информационный голод»?

В.К.: В какой-то степени, да. Кто-то присылал ссылки, кто-то давал советы по web-дизайну.

Е.З.: Виктор, ваш проект с каждым днём становится всё популярнее. В чём секрет его востребованности при наличии в сети крупных каталогов СМИ – скажем, на сервере «Mail.ru» и других ресурсах?

В.К.: Мне кажется, о популярности пока рано говорить. Проект молодой, нераскрученный, как, скажем, тот же «Mail.ru», который существует в сети несколько лет, имеет большой бюджет и большой штат сотрудников. А я один и без бюджета. Я все-таки как-никак получаю зарплату за работу, совершенно не связанную со сферой моих интересов.

Расскажу, чем мой проект отличается от аналогичных каталогов на других сайтах, том же упомянутом вами «Mail.ru» или на сайте Центра экстремальной журналистики.

Во-первых, как правило, на солидных сайтах поисковую работу осуществляют в основном роботы-поисковики. Многие web-мастера, чтобы увеличить посещаемость своих сайтов, прибегают к различным ухищрениям и получается, что одно и то же СМИ может фигурировать в каталоге несколько раз. Я все делаю «вручную», поэтому подобная ошибка исключена.

Во-вторых, в каталоги включаются все издания, в частности рекламного характера, которых в сети огромное множество. Я отсеиваю подобные издания.

В-третьих, как я упоминал выше, есть масса сайтов, которые или не обновляются, или содержат только выходные данные изданий.

Вот если все это суммировать, то цифры «раскрученных» проектов оказываются, мягко говоря, завышенными.

Все вышеуказанное приводит к тому, что человек, который ищет информацию, сталкивается с дополнительными препятствиями, теряет время. Мой проект создавался для людей, которые ценят свое время. И ещё – я ведь отказался от описания ссылок. Сделано это было для того, чтобы не «давить» на человека в его выборе, предоставить ему возможность самому свободно выбирать. Ведь посудите сами: если я читаю в описании, что это официальный орган какой-нибудь власти, то у меня подключается стереотип восприятия, который будет действовать в зависимости от того, как я отношусь к этой власти.

Е.З.: Ваш каталог «Лица» совершенно уникален. Наиболее полный в Рунете, он представляет журналистское сообщество из многих стран. Каким образом к вам стеклась такая богатая информация?

В.К.: Этот проект мною особо любим, ибо помог познакомиться с множеством интересных людей. В каталоге «Лица» на данный момент собраны ссылки на 403 сайта и странички не только журналистов, но и фотокорреспондентов, редакторов web-изданий из 23 стран. Действительно, сегодня это наиболее полный и крупный каталог в Рунете.

Идея созрела в процессе поиска информации для каталога СМИ. Поначалу я просто собирал эти ссылки в отдельную папку, которую впоследствии превратил в проект «Лица». Иногда ссылки присылают сами журналисты. Но большей частью все-таки это результат личных «раскопок». Случалось, что некоторые журналисты даже удивлялись, каким образом я на них вышел.

Е.З.: Как отреагировали журналисты на создание проекта «Информационный голод»?

В.К.: По-разному. Кто-то никак не отреагировал на мое приглашение. Был единственный случай, когда пресс-секретарь президента одной из республик РФ угрожал мне судом из-за того, что тому не понравилось, что в каталоге рядом с официальными изданиями находятся оппозиционные.

Но в основном отзывы журналистов положительные. Я уже говорил, что кто-то присылает ссылки, кто-то «пиарит» мой проект на своем сайте. Московский журналист Николай Новодворский, например, сыграл решающую роль в отказе от черного фона, который был в первой версии сайта. Он же стал автором логотипа с буквами «ИГ». Журнал «Конкуренция и рынок» заказал мне статью. Она напечатана в их мартовском номере. Называется «Опасные тенденции «информационного голода». Ее можно прочесть и на моем сайте.

Журналисты московского «Живого радио» пригласили стать информационным спонсором их глобального проекта «Живой Маяковский», что я с удовольствием сделал.

Е.З.: Каталог «Власть» мне представляется беспрецедентной находкой…

В.К.: Вы находите? Возможно. Этот проект еще сырой. В нем пока присутствует только Российская Федерация. Руки ещё не дошли до других стран. Но скажу так: проект представляет интерес тем, что он будет структурирован в соответствии с государственным устройством стран, именно так, как это записано в их Конституциях. Любой желающий сможет легко получить компетентную информацию из официальных источников.

Е.З.: Ваше последнее нововведение в проекте – это «Среда обитания». Вы сами аннотируете его как «народный иллюстрированный путеводитель по городам и весям». Вы предлагаете читателям «создать разнообразную и полную картину нашей жизни», присылая на ваш адрес интересную информацию об их краях. Нет сомнения, что «Среда обитания» станет богатейшей коллекцией краеведческих материалов. И, конечно, не только краеведческих – ведь понятие «среда обитания» может восприниматься очень широко. Из каких уголков земного шара к вам уже поступили читательские отклики?

В.К.: Откликов пока немного. Проекту всего несколько дней отроду. Но на этого малыша у меня большие надежды. Представьте, вы едете по делам или для отдыха в какой-нибудь город. Вы человек любознательный и стремитесь получить как можно больше информации. Заходите на сайт этого населенного пункта (если таковой у него имеется), а там стандартный набор достопримечательностей. На этих сайтах не пишут, что скажем, в городе Краснодаре есть школа, где создана галерея портретов учителей, а у молодого города Караганды есть своя «древняя» история. Зато об этом можно прочитать, посетив проект «Среда обитания». Среда обитания – это не просто набор достопримечательностей, это достопримечательности, пропущенные через сердца жителей планеты Земля, а потому они живут своей особенной жизнью. Мне важно, чтобы этот проект стал действительно народным. Поэтому я предоставляю возможность любому человеку рассказать о том, что он чувствует, о том, что его волнует.

Е.З.: Назовите хотя бы нескольких обитателей web-проекта «Информационный голод», восхищающих своим талантом и кипучей деятельностью.

В.К.: Во-первых, не сочтите за лесть, это вы, Елена. Таких талантливых, разносторонних и неутомимых тружеников, на мой искренний взгляд, нужно ещё поискать.

Хочу отметить Сергея Бабикова из Новокузнецка. Замечательный молодежный проект делают ребята с мурманского сайта «Чердак.ru». Множество интересных сайтов у Александра Смотрова из Лондона. Грандиозный проект для журналистов «Медиаспрут» делает казанский журналист Андрей Кобяков. Очень нравится то, что делает в своем московском «Аудиотеатре» Дмитрий Урюпин.

Этот ряд можно продолжать довольно долго.

Хочу отметить распространение Интернета в Германии в сфере СМИ. Был поражен, когда столкнулся с обилием немецких сайтов СМИ. А ведь это показатель открытости и свободы слова.

Е.З.: Ваш проект направлен на благо человека, это очень гуманная акция. Нашлись ли люди, желающие поддержать проект в финансовом плане?

В.К.: Пока нет. Проект еще не достаточно «раскручен», поэтому никто деньги в него вкладывать не хочет. Для того чтобы он «заработал» на полную мощность, нужна реклама. Пока хостинг и трафик оплачиваю из собственного кармана. О моральной же поддержке я уже говорил выше.

Е.З.: Виктор, расскажите, пожалуйста, о ваших дальнейших планах в связи с проектом.

В.К.: Развивать дальше свои проекты! Есть мысли по поводу новых, но пока они не состоятся, говорить не буду. Естественно, буду и дальше поддерживать талантливых людей и проекты. Как, например, это было с проектом «Живой Маяковский». До сих пор на сайте «висят» баннеры Павлодарского рок-клуба и талантливого музыканта Яны Павловой.

Е.З.: И прагматичный вопрос: ваши методы борьбы со спамом?

В.К.: Я был вынужден отказаться от почтового ящика на своем сайте, ибо его буквально заваливали тоннами хлама. В этом плане почта на «Mail.ru» гораздо удобнее.

Однако в борьбе со спамом есть свои минусы. Я даже стал жертвой этой политики. Я считаю своим долгом извещать журналистов о том, что их сайты включены в каталог. Одно из моих писем попало не туда. И какой-то гражданин пожаловался администрации сайта «Mail.ru». Господа с этого сайта сочли мои информационные письма спамом (действительно, у меня ведь никто их не запрашивал) и исключили мой проект из рейтинга. Надо каким-то образом регулировать этот вопрос законодательно, но не так огульно.

Е.З.: Какие поэтические строки приходят вам сейчас на память?

В.К.: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет…».

Е.З.: Ваши излюбленные поэтические темы?

В.К.: Человек в мироздании и мироздание в человеке, объединенные единым понятием Любовь.

Е.З.: Что есть для вас «вдохновение»?

В.К.: Время, когда я творю, когда я люблю, когда я живу. А это случается практически всегда.

Е.З.: Верите ли вы в то, что творчество способно преобразить мир?

В.К.: Да, однозначно. Только творчество способно изменить мышление людей и объединить их, как бы это высказывание не показалось парадоксальным, ибо все творящие разнятся в своих устремлениях и способностях. Но, может быть, того не подозревая, творя, мы создаем энергии, которые объединяют нас. Для меня очень важен этот переход от «человека разумного» к «человеку творческому». Это новая ступень эволюции человечества.

Е.З.: Ваши поэтические планы?

В.К.: Считайте, что у меня стихотворный отпуск. Есть наброски, задумки. Но сейчас мне больше интересна работа с другими. Вот недавно мне друг переслал из Америки рукопись случайного знакомого, который внезапно открыл в себе дар писательства. Меня эта рукопись заинтересовала прежде всего не художественной, а духовной стороной. В двух словах трудно рассказать об этом. Сейчас я готовлю рукопись к удобоваримому восприятию. Мне это сейчас больше интересно, чем собственное литературное творчество.

Е.З.: Встретились ли вам в жизни духовные наставники?

В.К.: О, да! Я всегда учусь у людей, с которыми общаюсь.

Есть люди, странные (на первый взгляд) встречи с которыми иной раз давали мне такой духовный импульс, который сопровождал меня долгие годы. С некоторыми мы общаемся до сих пор. Некоторые были в моей жизни лишь несколько мгновений. Есть люди-указатели, люди-учителя, люди-творцы.

Е.З.: Коноплёв-ребёнок и Коноплёв-взрослый… Сохранили ли вы связь со страной детства, откуда мы все родом?

В.К.: Моя жажда жизни оттуда, из детства, моя самостоятельность, свободолюбие – все родилось тогда. Как и все, я стремился поскорее взрослеть. Но сейчас я не жалею, что повзрослел. Обратно не хочу, поскольку еще есть в запасе детские «фишки». И поскольку «детскую» программу я выполнил. А главное то, что я усвоил с детства, что «самого главного глазами не увидишь, искать нужно сердцем».

Е.З.: Вдохновляет ли вас ваш город – Нижний Новгород?

В.К.: Нижний Новгород – удивительный город. Мы все детство проездили с отцом по военным городкам, а меня всегда безудержно тянуло в столицу. Когда папа наконец-то осел во Владимирской области, я для себя решил, что буду жить в Москве. Одно время я даже «примерялся» к музкомедии ГИТИСа, но отец переубедил меня и настоял на поступлении в Ивановский университет на исторический факультет. Но после армии я «загорелся» бурной комсомольской деятельностью, был приглашен на работу в горком комсомола, а потом «сослан» в Горький. Эта очень большая тема, поэтому я упомяну лишь вскользь. До переезда я был в Горьком в 1982 году, когда учительница по музыке возила нас в консерваторию. Тогда город поразил меня своей Стрелкой и пустыми прилавками в магазинах. Когда же я приехал в город в 1990 году, то увидел то же самое. Но кроме этого я увидел великолепие древнего города с чудесными традициями и замечательными людьми. Я сделал все, чтобы остаться в нем, а также все, чтобы не мешать этому городу жить той жизнью, которой он привык жить.

Е.З.: Что вы хотели бы пожелать читателям нашей казахстанской немецко-русской газеты? Кстати, Виктор, есть ли на вашем ресурсе ссылка на нас?

В.К.: Да, конечно, ссылка на ваше издание есть в моем каталоге. Хочу пожелать читателям, чтобы любили и ценили тех, кто рядом, тех, кто далеко, хотя эти понятия относительные. Часто бывая в Интернете, убеждаюсь, что наша планета такая маленькая, но на ней столько много непознанного и интересного. Берите эту информацию! Пользуйтесь ей! Утоляйте свой «информационный голод». А я вам в этом, по возможности, помогу.