Елена Зейферт
05.06.2009
http://deutsche-allgemeine-zeitung.de/ru/content/view/1227/49/

В 2005 г. в «DAZ» выходило интервью с нижегородцем Виктором Коноплёвым, который выступил автором уникального web-проекта «Информационный голод», всемирного каталога ссылок на сайты информационных агентств, газет, журналов, телевидения, радио и сетевых изданий. Проект начался с каталога СМИ и постепенно пополнялся ссылками на web-адреса персональных страниц журналистов, а также людей, причастных к производству и трансляции информации, ссылками на официальные сайты органов государственной власти.

«Информационный голод» включает в себя четыре проекта – «Каталог СМИ», «Лица», «Власть» и «Среда обитания». Конечно, на сайте достойно представлен Казахстан.
«Среда обитания» – это проект для тех, кому есть, что сказать о себе и об окружающем его мире. Здесь люди пишут свои слова о любви к малой родине. Здесь размещают свои художественные наблюдения художники, фотографы, поэты и прозаики, заявляют о себе деятели науки, общественные организации. И совсем не важно – состоялся ты как автор или нет. Главный критерий – это желание быть услышанным. Проект построен по региональному принципу и принципу авторских страниц. Страница Германии на сегодняшний день представлена материалами шести авторов разных национальностей.
В марте 2009 г. Виктору Коноплёву исполнилось 40 лет, и в канун своего юбилея он подготовил к печати небольшую книгу под названием «40».
40 лет – пожалуй, первый юбилей в жизни человека, в который уже хочется подводить некоторые, пусть предварительные итоги.
Когда в стихах главенствуют темы веры в Бога, любви, дружбы, детей, и светлое начало поэтом принимается с радостью и оберегается («Сошла ты с золотой иконы / В мой самый светлый в жизни миг…», «А любовь ведь неподсудна…»), то понимаешь – этот поэт несёт в мир добрую весть. Осип Мандельштам сказал, что поэзия ничего не должна. Но всё же есть нравственный ориентир, и он неоспорим. В творческое кредо любого поэта (и нередко в его жизненное кредо, если вступает в силу принцип, озвученный Константином Батюшковым: «Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь») входят и права, и обязанности. И возможно, главное право поэта: творить мир, которого до него не было, а обязанность: быть ответственным за сказанное, сотворённое, ответственным за свои слова.
Бог нераздельно живёт в поэтическом сознании Виктора Коноплёва. Сливаются в целом образы Божьей Матери и родной матери лирического героя: «Я в храме в образе мадонны / Увидел, милая, твой лик…» («Видение Матери»). Лирический герой неизменно возвращается в миг, час и день своего Рождения – «туда, где обо мне / Уже мечтает мама. / Я слышу, что вокруг / Струятся нежно звуки. / Я вижу, как уже / Натягивают луки. / И я лечу стремглав / Стрелою Купидона. / И слышу Божий глас: / – Ну вот, теперь ты дома» («Любовь»). Эти возвращения как дежа вю: «В миг рожденья Господь говорил мне: «Ты просто живи, / Как живётся тебе, как тихонечко шепчет душа» » («Я растерян по сотням сердец мной любимых людей…»), «На одной незнакомой мне ноте / Приближал снова я день рождения» («Многоточия»).
Художественный мир Виктора Коноплёва – «совершеннейшее» состояние любви и гармонии, когда рядом в кроватке «сопит тихонечко» «главный человек» – дочка, а единственная просьба к жене (все остальные просьбы каждый день сбываются, как мечты): «Прочитай своё имя по буквам» и услышишь моё признание в любви в каждом звуке…». У Виктора много посвящений друзьям – по именам и фамилиям. Мир его книги – интимная, восхитительная атмосфера жизни частного человека, думающего о космосе бытия. Недаром поэт варьирует неожиданные сопоставления лирического героя с домом: «Кто-то стучится, как в дом, в мою грудь…» («Знанье разорвано. Смерть опрокинута…»), «Пускай свершит душа твоя обмен: / отдай перо свое взамен на ставни, / открытые в тебя» («Пробежкой по утрам по облакам…»).
В ласке такого тёплого мирочувствования намеренно чужим предстаёт стихотворение «Одиночество»: «Молью побито, пылью покрыто / сердце моё…». Конечно, сознание любого человека амбивалентно, и рядом с гармонией где-то соседствует тоска. Но Коноплёв побеждает её, и прямо даёт об этом знать в диалоге с Тоской в стихотворении «Да будет!».
Людям хорошо и спокойно рядом с лирическим героем, но и самому ему «сладко спится под верблюжьим одеялом» – такой благостный покой дарует взрослому человеку чистая совесть.

Под верблюжьим одеялом спится сладко.
Спится сладко. В этом-то и суть.

Автобиографический (во многом) герой Коноплёва творит любовь и намерен так жить и дальше.

Для того, чтоб любить, мне достаточно только любви.
Я и дальше намерен так жить,
этим счастьем дыша.

Особой темой для русского поэта становится Армения как территория понимания и любви, мир, в котором отрадно отдохнуть душой («Любить Армению по-русски», «Прикосновение к Арцаху»).
Лирический герой стремится осознать, идентифицировать, найти «я» («Память – как запись с клавиатуры / внешних приемников «Я»-бытия») и находит его («всё же нашёл, пусть побитое, равное, / но безгранично свободное «Я»), но склоняется к описанию величия мира, в котором «я» – «только слабая струя непостижимого сознанья» («В любом пространстве временном…»). Лирический герой и бытиен, и живёт в быту – «с улыбкой снабженца» он взирает на «аморфные массы людей, что до звёзд так охочи»…
Образ поэта в стихах Коноплёва создан из романтических мотивов – это «одиночка», который идёт по своему пути «в чужие края», окружён завистью, но несёт людям свет («От точки до точки…»). Тема творчества как самопознания – одна из основных у Виктора Коноплёва. Недаром его книга заканчивается стихотворением, посвящённым Музе, парящей над несвободным миром, как «птичка-оригами».
В лирике Коноплёва рождаются находки-метафоры как важнейшая составляющая его творчества: «горе надежде, взметнувшей в небо копьё», «жизнь оказалась заложенным наспех трактиром», «мысль, что похожа на то, когда в дождь ты по улице идешь без зонта» и др.
На фоне строфического и метризованного стиха автор книги «40» экспериментирует с верлибром, на фоне свободного – с сонетом, а на фоне сонета – с внутрисловным переносом внутри него (сонет «Пробежкой по утрам по облакам…»)…
Твёрдое плечо Виктора Коноплёва ощущают любимая супруга и дети, а также друзья, которых у Виктора много, и живут они в разных странах. Пусть эта небольшая книга ещё теснее сплотит Виктора Коноплёва и дорогих ему людей.

P.S.: Виктор Коноплёв как автор сайта «Информационный голод» с радостью обращается к читателям нашей газеты: «В проекте есть место всему, что объединяет людей. Буду рад видеть вас всех на страницах проекта «Среда обитания». Адрес сайта: www.nashasreda.ru. Телефон: +79200196996. Ваш Виктор Коноплев».