Продолжаю публиковать фото и рассказы о местах, которые удалось посетить в Армении осенью 2014 года.

Гошава́нк (арм. Գոշավանք), Нор Гети́к (арм. Նոր Գետիկ) — армянский средневековый монастырский комплекс XII—XIII вв., известный духовный и культурно-просветительный центр средневековой Армении, в селе Гош Тавушского марза Армении, гаваре Варажнуник исторической провинции Айрарат.

Монастырь находится среди дремучих дубовых лесов, на правом берегу реки Гетик. Рельеф местности и природное окружение определили композиционные особенности этого ансамбля. Монастырь не имел ограждающих стен, и его сооружения находятся в окружении сельских строений.

Многочисленные культовые и различного назначения монументальные гражданские здания свидетельствуют о широкой активной жизни этого монастыря в XII-XIII веках. Нор-Гетик был возведен взамен погибшего от землетрясения старого монастыря Гетика в 1188 году. Одним из тех, кто принимал участие в строительстве монастыря, был Мхитар Гош — политический деятель, выдающийся ученый, писатель, автор многочисленных басен, притч и первого судебника; в честь его монастырь назывался Гошаванком. В Нор-Гетике Мхитаром Гошем была основана школа, воспитанник которой, армянский ученый Киракос Гандзакеци, написал «Историю Армении». В строительстве монастыря деятельное участие принимали зодчий Мхитар — «Мхитар-плотник» — и его помощник Ованес.

Гошаванк построен в классической архитектурной манере. Никаких лишних декоров и элементов. Ранняя средневековая архитектурная традиция с ее пышными узорами уступила место минимализму.

Церковь Сурб Аствацацин — первая церковь комплекса Гошаванк. Она возведена Мхитаром Хюсном (Плотник) в 1191-1196 гг. Как и весь комплекс, Сб. Аствацацин выполнен в строгом архитектурном стиле.

Главная церковь — Церковь Григория Просветителя, начатая в 1237 году и оконченная князем Григор-Тха в 1241 году, отличается нарядностью декоративного убранства, своеобразие и богатство декора которого свидетельствует о художественном вкусе и большом мастерстве исполнителей. Церковь украшена насыщенным резным декором, углы фасадов завершаются полуарками, покрытыми ажурной резьбой.

Оригинально по композиции книгохранилище с колокольней – на втором этаже. Первоначально, до 1241 года, здесь было возведено небольшое здание с нишами для хранения книг и деревянным перекрытием. С запада к нему примыкало обширное помещение, служившее, по-видимому, залом для занятий и трапезной.

Вскоре над книгохранилищем стали возводить двухэтажную колокольню, строительство которой было осуществлено в два этапа. Для устройства крестового по плану надстраиваемого помещения в книгохранилище соорудили восемь пристенных устоев и каменное перекрытие, состоящее из двух пар перекрещивающихся арок.

Второй этаж был поднят только на высоту двух рядов каменной кладки, что подтверждается расположенными на фасадах незавершенными полуколонками. На втором этапе, оконченном в 1291 году ктиторами Дасапетом и Карапетом, был достроен верх — небольшая церковь с двумя алтарными апсидами, увенчанная многоколонной ротондой-звонницей. Вход в церковь был предусмотрен с крыши зала для занятий по каменной консольной лестнице.

Колокольня имела большую высоту, чем церковь Григория, что придавало ей главенствующее значение в ансамбле.

Все строения Гошаванка просты до предела. На фоне этой идеальной простоты особенно заметны хачкары, выполненные с особой любовью и мастерством. Лучший из них — хачкар 1291 года, с вырезанной звездой и именем исполнителя, одного из лучших мастеров того времени, Погоса, находится у входа в церковь Св. Григора. Это уникальное высокохудожественное произведение, получившее название “Асехнагорц” (сделанный иглой), из-за тонкой и богатой резьбы. Узоры, высеченные на камне, как будто вышиты на нем.

В 1950-1960-х гг. уникальные памятники средневековой архитектуры Гошаванка были частично реставрированы по чертежам Г. Гаспаряна и Ю. Таманяна, а в 2001 г. монастырский комплекс передали под управление Кафедрального собора Св. Эчмиадзин. В настоящее время в монастыре ведутся реставрационные работы.

 

Фото Виктора Коноплёва