Он был, есть и будет всегда. Он сопровождает нас от рождения до смерти.
Он реально воздействует на наши судьбы, судьбы народов, стран, планеты.
Тот, кто умеет использовать его, имеет возможности влияния неограниченного и непредсказуемого.
Имя ему — «Информационный голод».
 
Голод голоду — рознь
«Информационный голод», как естественная потребность в информации, — извечный спутник познавательного процесса. Степень его утоления зависит от уровня духовного и интеллектуального развития каждого человека. Выделим всего лишь один аспект этого сложного явления — новостной голод.
Включаю телевизор или радио, открываю газету или информационный сайт в Интернете. Смотрю, читаю, слушаю. Хочу знать, чем живет моя страна.
Поездки главы государства. Прожекты Правительства. Достижения правящей партии. Выборы в США, в Украине, в Ираке, в Палестине. Шатания доллара. Катаклизмы природы. Певица Мадонна написала очередную книжку…
На первый взгляд, вроде все прилично. Только не для меня. Почему-то после этого возникают многочисленные вопросы. Где в этих новостях мы — люди огромного государства? Или в нашем сообществе людей ничего нового не происходит? Почему политика у нас делается только в Москве? Или, может быть, региональные органы власти — всего лишь безвластный придаток центральных структур? Почему при слове «экономика» на ум первым делом приходят имена Ходорковского, Абрамовича? Быть может, только благодаря этим людям ежегодно у нас повышается уровень ВВП? Почему для великой многонациональной культуры отведен один-единственный телевизионный канал да несколько газет и журналов? Или в России сейчас создается универсальная шоу-культура? А вы знаете, кто возглавляет Ханты-Мансийский автономный округ? Да и где он находится? Хотя, впрочем, возможно, многим это и ни к чему.
Не знаю как вы, но я испытываю острую нехватку реальной информации о том, что происходит в нашей стране, а не только в столице. Я хочу знать, за счет чего увеличивается ВВП, а не смотреть бесконечный сериал о банкротстве «ЮКОСа». Мне интересно послушать песни народов России, вместо того чтобы на каждом шагу слышать низкопробную попсу. Мне совсем не интересны надуманные подробности интимной жизни очередной назначенной кем-то «звезды». Зато я с удовольствием читаю и слушаю тех, кого вы вряд ли когда-либо увидите по центральным ТВ-каналам, услышите на известных радиостанциях, о ком не прочтете в официальной прессе.
Сегодня «информационный голод» — это даже не отсутствие собственных материалов журналистов (хотя имеет место быть и такое), а невозможность выбора, отсутствие разнообразной информации, не только той, которая выгодна и необходима обитателям орбиты Садового кольца.
Информационный монополизм
Кто создает «информационный голод»?
Не секрет, что основной информационный поток сегодня идет из центральных СМИ, порой затеняя события, происходящие в глубинке. А ведь информация, предоставляемая небольшими СМИ, порой очень ценна и эксклюзивна. Программы, которые делаются в регионах, подчас превосходят по профессионализму, оригинальности и художественному уровню те, что мы видим по центральным каналам. Но на этих каналах их вряд ли покажут. В лучшем случае программы-победители «Тэффи», да и то в такое время, когда мало кто их увидит. Налицо явная монополизация информационного пространства России. Такое положение явно противоречит федеративному устройству государства, где все субъекты имеют равные права, в том числе на получение и распространение информации. Я считаю несостоятельными объяснения этой монополизации тем, что якобы региональные СМИ не выдерживают конкуренции. Им даже не дают возможности вступить в эту борьбу. Был создан миф, ставший реальностью, что можно быть успешным только в столице. И вот многочисленные «свежие головы» находят выход своему творчеству в центральных (читай — московских) СМИ. А что там? Там действуют правила монопольной корпоративной политики. Понятия «независимый» и «свободный» весьма условны.
И не вина, а беда наших СМИ в том, что спустя годы демократических преобразований их демократичность (суть — народность) остается весьма призрачной. Для власти так проще, меньше проблем с инакомыслием и его последствиями. Бараны Панурга в цене во все времена!
Московская информационная уния, как олицетворение этой политики, увы, имеет массу приверженцев в регионах. Как и в центре, властная бюрократическая система не заинтересована в насыщении рынка информацией по тем же самым причинам, о которых сказано выше. Плюс то, что, не дай бог, эта информация выйдет за пределы региона.
Искусственно создаваемый «информационный голод» с присущими ему дозированием информации, ее неполнотой, подменой фактов комментариями, скрытой пропагандой и рекламой — хорошее средство борьбы за власть и удержания этой власти.
Приведу один факт. При подготовке своего Интернет-проекта, представляющего собой каталог СМИ, я получил письмо от пресс-секретаря региона N, в котором он просил изъять из каталога ссылки на некоторые СМИ, поскольку они не являются официальными для региона N. В противном случае, с его слов, меня ожидало судебное разбирательство. Я перепроверил свои ссылки еще раз, но все СМИ, указанные в каталоге, освещали события именно этого региона. Вот позиция официального лица: не могут быть источниками информации СМИ, не отражающие официальную точку зрения.
Возможно, те, кто управляет нами, считают, что «информационный голод» — лучшая терапия в решении всех проблем. И нам прописывают диету из многочисленных сериалов, «перемывания косточек» известным людям, ток-шоу, показывающих первичность наших инстинктов и утверждающих антиморальность наших устремлений. И, как в рекламе табачных изделий и пива, где-то внизу, маленькими буквами: «Ты еще человек».
Нехватка информации отнюдь не стимулирует взаимоотношения как между нациями и народностями нашей Родины, так и между регионами. Существующее положение дел чем-то напоминает времена татаро-монгольского ига, когда князья ездили за ярлыками в Орду. Ведь легче управлять, «когда в товарищах согласья нет».
«Информационный голод» весьма выгоден и так называемым «естественным монополиям». Успешно созданный миф о том, что наша экономика — это нефть, газ и энергия, позволяет получать огромные прибыли корпорациям, которые активно эксплуатируют эти отрасли.
То, что капля камень точит, знают не только те, кто читал Овидия. Как никто другой, это хорошо понимают представители бизнеса, не жалеющие сил и денег для развития средств массовой информации. Вполне понятно их желание быть на переднем крае конкурентной борьбы, воздействовать на власть, умонастроения общества, развитие своего бизнеса.
Возможности, которые мы упускаем
«Информационный голод», словно вирус, начинает активную разрушительную деятельность тогда, когда ему создают благоприятный климат. В нашем случае это монополизация информационного пространства, о которой мы говорили выше и за которую, к сожалению, в нашем законодательстве никакой ответственности не предусмотрено. Увы, нет у нас и статистики, как много теряем мы от нехватки своевременной и качественной информации: душ, жизней, экономических возможностей, идей.
Политический спектр общества пёстр, как и само наше государство. Большее уважение к нему со стороны граждан достигается демонстрацией этого разнообразия, а не рекламой одних и тех же лиц и их мнений.
Межнациональные отношения только выиграют от того, если средства массовой информации будут больше и уважительней рассказывать о достижениях, многовековых традициях, культуре, проблемах многочисленных наций и народностей России. Ведь мы уже видим негативные результаты информационного освещения событий в Чечне. Неумелая или преднамеренная подача информации перевела политический вопрос в сферу межнациональных и общечеловеческих взаимоотношений, где слово «ненависть» стало преобладающим.
К сожалению, крайне мало примеров успешного взаимодействия масс-медиа и бизнеса, таких, как, скажем, СМИ созданные и поддерживаемые Газпромом. Возможно, это связано с несистемностью российского законодательства в сфере получения, передачи и распространения информации, что зачастую приводит к конфликтным ситуациям правового характера.
Особенно редко можно увидеть заинтересованность бизнеса в развитии региональных СМИ. Происходит это потому, что представители бизнеса предпочитают решать свои вопросы в представительных органах, где они являются депутатами, или же путем прямого и косвенного лоббирования своих интересов через властную элиту. Таким образом, региональные СМИ либо полностью контролируются местными органами власти, либо изрядно «желтеют», предпочитая развлекать народ сплетнями, чтобы хотя бы просто оставаться на плаву. О какой-либо конкуренции с московскими СМИ в данном случае и думать не надо. В итоге происходит концентрация информационных потоков в известном городе известными структурами.
Может быть, бизнесу стоит обратить внимание на огромный медийный простор провинции. Наверняка ассоциациям промышленников и предпринимателей, торгово-промышленным палатам, бизнес-сообществам под силу участие в судьбах региональных СМИ, через которые они могут отстаивать собственные позиции, повышать рейтинги своих предприятий, бизнеса, способствовать формированию их положительного имиджа.
Информация — это авторитет. Авторитет — это деньги. Чем больше информации, тем больше денег. Это давно поняли американские бизнесмены, создав грандиозный информационный проект под названием «Financial Times». Мне могут возразить, что аналогичный проект имеется и у нас в виде «Издательского дома «Коммерсантъ». Да, конечно. Только «Financial Times» — информационный столп экономики всех Соединенных Штатов, с которым считаются не только на родине. Увы, о «Коммерсанте» того же самого сказать нельзя, во всяком случае — пока.
«Информационный голод» понижает и конкурентоспособность бизнеса. Можно долго вариться в собственном соку и довольствоваться этим. Но те, кто считает, что их «планка» гораздо выше, не могут оставаться в «информационной блокаде». Бизнес и информация — понятия взаимопроникающие и стимулирующие.
Большие возможности как для журналистов, так и для потребителей информации предоставил Интернет. Глобальная сеть — это tabula rasa, границы которой определяются только возможностями провайдеров и полетом творческой мысли пользователей. Здесь можно делать все, на что способен современный человек в силу своих талантов и морали. Глобальная сеть способна удовлетворить многие потребности человека. В том числе — удовлетворить «информационный голод».
Скорость, с которой Интернет влетает во все сферы жизни, позволяет сделать вывод, что будущее современной цивилизации во многом будет определяться теми, кто сумеет использовать возможности глобальной сети, будь то в сфере экономических, политических или общественных отношений.
Большое преимущество Интернета — его демократичность. Сегодня он олицетворяет собой виртуальное общество свободы, о которой мечтали утописты и вольнодумцы многих поколений землян.
Понимающие это руководители СМИ использовали представившуюся возможность и создали сайты своих изданий. Отрадно видеть новостные колонки на сайтах различных компаний. Пока это капельки в море. Но есть надежда, что понимание преимуществ информационной открытости выльется во что-то конкретное, способное помочь в становлении экономической и гражданской мощи государства.
Конституция Российской Федерации предоставляет нам право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любыми законными способами. Уповая на это, все-таки будем продолжать искать способы и создавать возможности утоления «информационного голода».
Статья опубликована в журнале «Конкуренция и рынок», март, 2005 г.