На вопросы «Новостей Кавказа» отвечает Виктор Валерьевич Коноплёв — известный общественный деятель, который ведет активную работу по укреплению межармянских и российско-армянских связей, продвижением вопросов признания Геноцида армян и признания Нагорно-Карабахской Республики. Журналист, поэт, главный редактор сайта «Наша Среда».

Здравствуйте, Виктор. Расскажите, что привело Вас в журналистику, с чего все начиналось?

— Начиналось всё достаточно давно, во времена Перестройки. Тогда появился реальный шанс сказать то, что думаешь, и быть услышанным. Во время службы в армии я был секретарём комсомольской организации роты и на собраниях высказывал идеи, явно слишком смелые для армейской среды. Однажды я изложил эти идеи на бумаге и отослал своей давней знакомой, которая в то время была 3 секретарем областного комитета ВЛКСМ. К моему удивлению статью опубликовали в газете. Эта и последующие статьи имели большой общественный резонанс и сыграли определенную роль в моей дальнейшей жизни.
Увлечение журналистикой продолжалось и во время моей недолгой работы в горкоме комсомола, когда по моей инициативе в городской газете мы создали ежемесячную молодёжную страницу; и во времена обучения в ВУЗе, пройдя там спецкурс по основам журналистики, я стал внештатным сотрудником ряда изданий. Однако, 90-е годы внесли свои коррективы в мои жизненные планы, и я не стал профессиональным журналистом. Но продолжал публиковать статьи, очерки, интервью. Журналистика стала моим хобби. И до сих пор является таковой, несмотря на то, что я учредитель и главный редактор сетевого СМИ. Это больше для реализации моих душевных и творческих порывов.

Как получилось, что Армения и армяне стали преобладать в Вашем творчестве, что этому способствовало?

— Так уж получилось, что армянское присутствие в моей жизни незримо сопровождало меня с рождения. Впервые реально с армянским миром я столкнулся в семилетнем возрасте, когда мой отец привёз меня в гости к своему другу-армянину. Но реальные очертания этот мир обрёл и захватил меня десять лет назад, когда я познакомился с великолепным армянином, человеком с большой буквы, писателем и журналистом Ашотом Бегларяном. Именно благодаря его любви к своему народу я увидел в армянах то, что раньше не замечал, а именно мощный духовный стержень, на котором надёжно и крепко нанизаны богатые история, культура, традиции и людские судьбы. Я попробовал  описать свои ощущения в  эссе «Армения как состояние любви» (http://nashasreda.ru/viktor-konoplev). С тех пор Армения и Арцах это те места, куда постоянно рвётся моя душа.

Мы знаем, что Вы являетесь главным редактором сайта “Наша Среда”, который на мой взгляд абсолютно абстрагирован от политики, и выполняет сугубо культурологическую миссию, если я ошибаюсь, то поправьте. Так, вот , я хотел спросить, культура и культурные связи, и вообще все что связно с культурой в наше время к сожалению не имеет соответствующую популярность, ну и соответственно рейтинг. Как Вам удается держать эту высокую планку?

— Если рассматривать политику, как сферу общественной жизни, включающую разные формы социальной активности людей, то мой сайт можно назвать политическим.
Мы пишем об «армянском вопросе», Геноциде армян, Арцахской государственности. Это всё вопросы, которые обладают не только исторической и моральной составляющей, но и стали элементом большой политики.
Да, безусловно, направленность сайта культурологическая, гуманитарная. Но, даже эту направленность определенные силы пытаются использовать в политических манипуляциях. Чтобы не быть голословным, приведу недавний пример. Публикуем мы статью молодого человека-армянофила, в которой только слова признательности и любви к армянскому народу. Среди читателей находятся люди, которые называют его агентом Кремля. Можно посмеяться над этим и забыть. Если бы только этот чудак был в одиночестве. Но он не один. Бывает, что обращаются к аудитории соцсетей не распространять материалы нашего сайта. Почему? Потому что есть определенная группа русофобов, которые вдалбливают людям, что все русские алкаши, рабы и мрази, ненавидящие армян. И поэтому появление русского Коноплева в информационном пространстве для них не выгодно, ведь рушатся все их примитивные расистские конструкции. И это тоже политика.
Отвечая на вторую часть Вашего вопроса, хочу сказать, что изначально я отказался от мэйстрима в тематической политике сайта, а сосредоточился на истинных ценностях, именно том духовном стержне, о котором я говорил выше. К большому моему сожалению, общество, как в России, так и частично в Армении потребляет суррогат армянской и русской культуры. И я пошёл на определённый риск, отказавшись от «попсовости» сайта. Да, у нас нет супер высоких рейтингов, хотя у нас есть свой постоянный читатель, и сайт давно перестал быть рядовым. И у меня есть гордость за то, что благодаря сайту, читатели получают информацию, необходимую для сохранения национальной идентичности. Я прекрасно знаю, что большинство наших статей перепечатываются другими изданиями, а потом цитируются людьми без упоминания моего сайта. Да, это плохо. Но для меня важно, чтобы эта информация разошлась, достигла умов и сердец большего числа людей. И здесь уже не важно, вспоминают ли меня в этой связи.
Нельзя истинные ценности навязывать прямолинейно. Пресытившись однообразной «попсой», человек, ощущающий себя личностью, а не членом стада, будет самостоятельно искать более высокое. И я помогаю ему в этом.

Что надо изменить для того, чтобы армяно-российские связи в сфере культуры вышли на должный уровень? Видите ли какую-нибудь конкретную проблему, которая этому препятствует?

— Армяно-российские связи в сфере культуры достаточно интенсивны. В том, что о них мало знают люди, вина лежит больше на средствах массовой информации, которые гоняются за рейтингом. Они бесконечно пишут о Ким Кардашьян, но обходят вниманием великое множество талантливейших людей, которые создают настоящую культуру. Я вижу этих людей, пишу о них. Но что мой голос в этом хоре вульгарности и пошлости, выдаваемой за высокий стиль, а по сути являющейся эрзацем культуры? И такая же проблема существует в российских СМИ.
Вторая проблема, которую я вижу — тотальная нехватка меценатов, спонсоров, продюсеров. Творческий человек должен творить, а не заниматься поиском денег для выставок или концертов. Государственное финансирование ориентировано на большие проекты, раскрученные коллективы и исполнителей. Гранты не покрывают весь творческий потенциал наших стран. В диаспоре слишком мало людей, которые реально могут продвигать культурные проекты не на местечковом диаспоральном уровне.
Третья проблема — чиновники. Точнее их высокомерный стиль работы. Они полагают так: раз ты пришел с проектом, значит должен сам всё организовать, найти финансирование, а мы поставим себе галочку о проведенном мероприятии. Я сталкиваюсь с этим постоянно, как в Армении, так и в России. Приятное исключение составляет лишь министерство образования, науки и спорта Арцаха. Любые проекты, с которыми я к ним выходил, они всегда реализовывали на высочайшем уровне.
Преодолев эти проблемы, мы сможем перейти на более высокую ступень развития общества.

Сейчас модно говорить, что в Советском Союзе была цензура, и что деятели искусства не могли реализовать себя полностью, однако  многие писатели, скульпторы, ученые и т.д. , которые состоялись именно в то время. Что надо оставить из прошлого и развивать на Ваш взгляд?

— В 1991 году, когда развалился Советский Союз, мне было 22 года. Поэтому моё диссидентство пришлось на перестроечные времена, когда уже репрессивные моменты стали менее изощрёнными. Например, в 1987 году, секретарь парткома воинской части, где я служил, не стал принимать никаких мер по отношению ко мне после прочтения моего стихотворения «Я коммунизм высасывал из пальца». А в 1989 году воспитательную работу со мной проводили не сотрудники КГБ, а мой отец, которому эти же сотрудники первые сообщили о том, что его сын устроил переворот на комсомольской конференции.
Цензура, безусловно, была, со своими положительными и негативными сторонами. Да, каждый мог свободно излагать свою точку зрения, но при этом понимать, что за сказанное или написанное нужно нести ответственность.
Вы правы, многие деятели культуры и науки стали знаменитыми в это время. Часть незаслуженно, часть из-за эпатажа, который существовал вокруг них и небольшое количество гениев, вклад которых не просто в русскую, а в мировую культуру объективно высок. С некоторыми из них мы до сих пор имеем честь быть современниками.
Судьбы большинства творческих личностей сложны сами по себе, в силу творческой индивидуальности. И не важно какие времена и какие власти. Творческая свобода личности не приемлет искусственных рамок. Но одно дело самовыражение как личности, а другое дело самовыражение как гражданина. Вот здесь, как правило, и начинаются проблемы. Эта тема очень большая и требует отдельного разговора.
Коммерциализация культуры при отсутствии как внешнего так и внутреннего цензора породила массовую эрзац культуру. После Тарковского или Гайдая, мне сложно смотреть современное кино; после Достоевского или Бродского читать современную литературу; после Таривердиева или Петрова слышать современные мелодии. Потому что слишком высокая планка была задана. Но, всё же, в огромной массе культурного и околокультурного продукта сегодняшних дней я нахожу то, что радует душу. И я горжусь тем, что я являюсь современником многих молодых людей, которых я не могу просто всех перечислить, их много, и они — продолжатели традиций и созидатели нового. Вот именно эту тенденцию продолжения традиций созидания качественного продукта нужно продолжать.

Над чем Вы сейчас работаете, какие планы на будущее?

— Как и прежде, работаю над собой, над своим мировосприятием. Vivos voco (Ищу живых), нестандартных, несистемных. Продолжаю развивать свой сайт, поддерживаю другие интересные проекты и людей. Хотя это становится с каждым днем все труднее. Пресловутый финансовый вопрос. К сожалению, работа над всем этим требует много времени, и некоторые идеи остаются нереализованными. Оплачивать труд других людей у меня нет возможности. И даже будучи в Армении и в Арцахе отказываю себе в рабочих поездках, поскольку не могу их оплатить. Я уже не говорю о командировках в армянские общины регионов России и уж тем более других стран. Быть может найдутся меценаты или спонсоры, которые будут поддерживать наше СМИ. Это будет большим прорывом вперёд. Мой творческий потенциал далеко ещё не истощён.
А в ближайшем будущем в планах у меня «Дни русского слова в Арцахе», которые пройдут весной следующего года.

И в конце у нас есть традиционный вопрос-пожелание: что Вы бы хотели сказать нашим читателям?

— Читателям я хочу пожелать внимательности и тщательности к выбору того, что они смотрят, читают или слушают. Не все, кто поёт панегирики армянам или русским, является другом. Не все, кто конструктивно говорит о недостатках, враг. Дерево познаётся по плодам, а человек — по делам!

 

Беседовал Арарат Петросян

Источник: http://novostikavkaza.com/viktor-konoplyev-derevo-poznay%d0%baetstya/